СЯКУХАТИ
Ноты верхнего регистра. Правило регистров.

В этой главе мы продолжим знакомство с базовыми нотами сякухати, но в этот раз речь пойдёт о верхнем регистре. Третий, самый верхний, регистр заслуживает отдельного разговора и будет разбираться в последующих разделах.

Ноты верхнего регистра выдуваются посредством передува. Просвет между губами при этом немного уменьшается, а скорость потока воздуха увеличивается. Какизакаи сэнсэй советует не трогать амбушюр. Вместо этого он достигает изменения регистра положением языка: из крайнего нижнего положения язык перемещается близко к нёбу, уменьшая объём полости рта.

Заметим также, что значок РИ    применяется исключительно в нижнем регистре. Для соответствующей тональности верхнего регистра применяется значёк ХИ. Если вам встретится в нотах значёк РИ, то это автоматически обозначает нижний регистр, даже если нет никаких обозначений перехода.

В разных источниках можно найти различные аппликатуры, особенно для нот верхних регистров. Отличия могут быть от лёгких вариаций в положении пальцев, до полностью отличающихся значений нот, что делает чтение музыки невозможным без знания конкретных особенностей данной школы. Я привожу здесь то, чему я научился в самом начале и в чём уверен, но в дальнейшем я укажу возможные варианты аппликатур для каждой ноты в разных школах. Часто альтернативные аппликатуры применяются для изменения тембра звука, что соответствует настроению произведения. Иногда применение альтернативной аппликатуры диктуется особенностями конкретной флейты. Информация будет постепенно пополняться по мере того, как я сам буду получать новые знания от учителей. Как и в случае с нотами нижнего регистра, указанный акцент соответствует школе Кинко. При разборе произведений других школ акценты будут выставлениы по-другому.

Обозначение (Катакана)
Произношение РО (1) ЦУ РЭ ЧИ ХИ (2) ГО-НО-ХИ (3)
Тональность на 1,8 D (Ре) F (Фа) G (Соль) A (Ля) C (До) D (Ре)
Аппликатура
Отверстия нумеруем снизу:1, 2, 3, 4
5-е отверстие отделено чертой, оно находится на обратной стороне флейты
 Примечания Верхняя октава - кан 3-я октава
дай кан

(1) Обратим внимание на аппликатуру РО. Ряд авторов приводят её в таком же виде, как и РО нижнего регистра, в то время, как другие авторы советуют "дать течь" пятому отверстию, т.е. немного приоткрыть его сверху, как показано на схеме, или снизу. Мои теперешние сэнсэи рекомендуют вместо 5-го давать "течь" 4-му отверстию, если в этом есть необходимость. Это помогает создать более чёткий и устойчивый звук. Особенно эта техника полезна при быстрых перепрыгиваниях между нотам нижнего регистра (РО, ЦУ или РЭ) и РО верхнего регистра.

Также эта нота может быть сыграна аппликатурой ГО-НО-ХИ (И), но в нижнем регистре, при этом отверстия 1 и 2, как правило, закрыты, а сама нота играется слабо.
Ещё несколько аппликатур мы рассмотрим при разборе произведений, где эти ноты встречаются.

В последующих уроках мы рассмотрим "сильные" и "слабые" ноты. На этом этапе вам следует запомнить, что РО обоих регистров собственной аппликатурой играется "сильно", т.е звук должен быть очень сильным и "звучным". Аппликатура ГО-НО-ХИ (или И) в нижнем регистре выдувает ту же тональность, что и РО регистра кан, но звук при этом должен получаться ветренным, или "грязным".

(2) Аппликатура для ХИ имеет несколько аппликатур. Наиболее часто встречаются вариации с открытым или с закрытым 2-м отверстием, как показано в таблице. ХИ играется на октаву выше РИ. Это сильная нота. В Кинко записи современных произведений ХИ используется, как правило, только в кан, но в  музыке Котэн Хонкиёку я иногда встречаю ХИ в нижнем регистре. Тут необходимо знать стиль автора конкретных нот.

(3) ГО-НО-ХИ, она же нота И  - нота третей октавы, играется с закрытым первым отверстием и открытыми остальными. При этом акцент на ноте делается за счёт быстрого закрывания и открывания 5-го отверстия. Некоторые авторы рекомендуют одновременно с этим открывать первое отверстие. Другой вариант исполнения этой ноты - с закрытым 1-м и 2-м отверстиями. Акцент на 5-м отверстии.

ГО-НО-ХИ (И) может встречаться в обоих регистрах. При этом нота оцу регистра играется слабо, по тональности совпадает с РО кан. В верхнем же регистре это - очень сильная нота, по тональности - на октаву выше РО кан.

Тут, пожалуй, самое время рассказать о ещё нескольких обозначениях, встречающихся в нотах. Речь идёт о цифрах. Многие ноты верхнего регистра имеют в написании цифру или несколько, дающие представление о распальцовке. Также, цифры постоянно встречаются среди нот, указывая на какие-то нестандартные действия пальцами. В нотах встречаются цифры с 1 по 5, обозначающие номер отверстия.
ити - один
ни - два
сан - три
си - четыре
го - пять

Знание этих цифр пригодится в дальнейшем при изучении музыкальных произведений.

Теперь прослушаем базовые ноты нижнего и верхнего регистров. Последовательность
(оцу)РО-ЦУ-РЕ-ЧИ-РИ---(кан)РО-ЦУ-РЕ-ЧИ-ХИ
Прослушать


Правила регистров

В прошлый раз мы разобрали, что регистры в нотах сякухати обозначаются значками. Для нижнего - это Оцу (или Рио), для верхнего - Кан. Ноты Дай Кан, третего регистра, имеют свои собственные обозначения, поэтому третий регистр в нотной записи, как правило, не обозначается.

Правило перехода между регистрами. Если в нотах встречается сочетание РИ-РО, то в этом случае автоматически происходит переход на верхний регистр. Если по мелодии после РИ следует РО нижнего регистра, то рядом с нотой РО ставится соответствующий значок, а если значка нет, то музыкант переходит на верхний регистр. Для возврата обратно на нижний регистр должен встретиться или соответствующий значёк, или переход РО(кан)-РИ. Встретившаяся РИ тоже означает игру в нижнем регистре. Некоторые авторы применяют У только в нижнем регистре (об У мы поговорим в дальнейшем).

Данная тема станет более понятна при рассмотрении конкретных музыкальных произведений.