РАЗНОВИДНОСТИ СЯКУХАТИ

 В данном разделе я не собираюсь вдаваться в глубокие рассуждения. Я всего лишь хочу дать базовые понятия о различных видах флейт.

Сякухати - довольно обобщающее название. Собственно, термин "СЯКУХАТИ" происходит от японской системы мер. 1 СЯКУ = 30.3 см, 1 СУН = 3.03 см. Длина сякухати равна 1 СЯКУ и и 8 (яп. хати) СУН, т.е 54.54 см. Такое таинственное название сякуухати обозначает всего лишь длину 1.8 японского фута. Поэтому в общении среди игроков на сякухати используются более конкретные названия инструмента, например:
РОКСУН = 1.6 (року = 6)
НИСЯКУ = 2.0 (яп. НИ СЯКУ, т.е. 2 сяку)
(НИСЯКУ) ЙОНСУН = 2.4 (ЙОН = 4, а 2.4 - это одна из стандартных размерностей флейты. Поэтому слово НИСЯКУ часто опускают)

Использование конкретного инструмента зависит от школы, стиля и вида музыки. Более длинные инструменты используют для медитативных произведений Хонкиёку, а более короткие - для ансамблевой музыки. Немало ансамблевой музыки написано для флейты 1.6, хотя мне приходилось играть в трио, сочетающее 1.3, 1.8 и 2.4.
Флейта 1.8 считается стандартом в сегодняшней традиции сякухати (хотя она и не всегда была таковой). Храм Меян, насколько я знаю от сэнсэя, использует только 1.8, а репертуар Меян состоит только их медитативных произведений.

По типу вставки Утагучи флейты делятся преимущественно на "Кинко" стиль и "Тозан" стиль, по именам школ. На фото слева представлены оба типа.

Левая флейта имеет округлую вставку стиля Тозан
Правая флейта - трапецевидную вставку Кинко

Сама форма вставки, скорее, - дань традиции. На качество звука форма не влияет (я могу ошибаться, но это насколько я понял из разговоров с сэнсэями)

Один из способов классификации флейт - разделение их на СЭЙРИТСУКАН и СЭЙСУНКАН. Флейта 1.8 настроена на европейскую ноту Ре, 1.6 - на Ми, 2.0 - на До. Соответственно, 1.7 даст нам Ре-диез (Ми-бемоль), а 1.9 - До-диез (Ре-бемоль). Т.е. в идеале, пропорция составляет 1 СУН на каждый полутон. Это табличный стандарт.
В реальности же,  чем больше длина флейты отличается от 1.8, тем больше несоответствие между длиной и тональностью. Отсюда и возникло два типа флейт.
Сэйритсукан исходит из тональности флейты. Нисяку Йонсун (2.4) может быть 2.3 в действительности, но тональность будет соответствовать стандарту, принятому для  2.4
Сэйсункан, напротив, исходит из длины. 2.1 сэйсункан будет длиной 2.1. При этом, скорее всего, тональность флейты не будет Си (В)

Большинство современных флейт делается сэйритсукан, т.е. в тон. Хотя можно встретить медитативные флейты сэйсункан, настроенные сами на себя. Именно такова моя 2.1, изготовленная мастером Такехару.

Ещё один вид классификации флейт - по наличию пасты ДЖИ в канале. Традиционно различают два типа флейт: Джинаши и Джиари. Для достижения более чистого звучания и баланса между нотами изготовитель "доводит" канал до идеального состояния при помощи удаления лишнего бамбука и путём добавления пасты Джи (субстанция, нопоминающая гипс). Также существуют флейты без добавления пасты, в которых канал обрабатывается только посредством удаления бамбука.
Джинаши флейты имеют более "бамбуковое" звучание, поэтому нередко предпочитаются людьми, использующими флейты только для медитации и медитативной музыки. Джиари, с другой стороны, хорошо отбалансированы и настроены, поэтому используются для игры в оркестре. Некоторые джиари флейты могут быть довольно тяжёлыми из-за обилия пасты. Очень ценятся отбалансированные флейты с минимальным содержанием Джи.

Отдельной категорией выделены флейты Хотику. Используются хотику обычно для медитативной соло музыки. Можно выделить несколько отличий хотику от сякухати

  1. Канал. У сякухати канал имеет, упрощённо говоря, двояко-конусную форму, типа "песочных часов". Он посрепенно сужается от утагучи к первому отверстию, а потом расширяется. Хотя конусом назвать канал можно только очень приближённо, т.к. форма достигается путём долгой и кропотливой ручной подгонки. Изнутри канал сякухати покрыт лаком Уруши и отполирован до блеска.
    Хотику имеет естественный канал, не обработанный до конца, часто сохраняются остатки перегородок внутри бамбука.
  2. Сякухати, как правило, имеет вставку Утагучи. Скос в более современных флейтах делают острее, чем достигается более громкий чистый звук, подходящий для игры в оркестре. На более старых сякухати скос нередко более тупой, а вырез утагучи меньше.
    Хотику не имеет вставки в утагучи, вырез обычно очень неглубокий, а скос имеет очень тупой угол.
  3. Сякухати при всех вариантах длин не сильно отличаются друг от друга по диаметру. На фото в верхнем правом углу выложены сякухати от 1.6 до 2.7. При этом флейта 1.6 даже немного толще, чем 2.7.
    Хотику флейты нередко изготавливают 7-8 см в диаметре
  4. Современные Сякухати по конструкции делают из 2-х частей. Это помогает достичь наибольшего соответствия идеальной форме и получить более удобный доступ к внутренности канала. При разрезании нередко удаляется часть ствола для изменения длины флейты. А иногда даже флейта может быть изготовлена из разных стволов.
    Хотику всегда делается цельной из одного куска

Материал моего сайта посвящён сякухати 1.8, настроенной на ноту Ре (D) и стандартный японский "сякухатный" звукоряд. Музыку по приводимым нотам можно вполне играть на любой флейте, но это не будет соответствовать описанию и указанным западным тональностям.