ОТРАБОТКА УПРАВЛЕНИЯ ЗВУКОМ

На прошлом уроке мы затронули вопросы молуляции звука при игре на сякухати и рассмотрели несколько примеров. В этой главе я хочу описать упражнения для развития "гибкости" звука. Упражнения в этом варианте получены мной от Какизакаи сэнсэя. Упражнения, приводимые здесь, базируются на техниках КАМУРИ и МЭРИ. Это очень хорошие упражнения, им я также отведу место на видео.

КАМУРИ
ОСИ
КАМУРИ
ЦЕЛЫЙ ТОН ПОЛУТОН


 


 


 






 


 


ЗВУЧАНИЕ ВЕРХНИХ ФРАЗ ПО ВЫСОТЕ НОТ ПРИРАВНИВАЕТСЯ К ФРАЗАМ НИЖНЕГО РЯДА







 


 


 
 

 


 























 

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Теперь рассмотрим эту таблицу. Девять фраз верхнего ряда представляют собой выдувание нот и проведения приёма КАМУРИ. Этот приём заключается в сгибании звука и быстром его разгибании. В зависимости от ноты, сгибание проводится на целый тон или на полутон. Нижний ряд дан для сравнения. Допустим, во фразе №2 с нотой РО Камури выполняется быстрым сгибанием до тональности РИ и быстрым возвратом обратно. Для контроля играем нижнюю фразу "РО---РИ-РО---". Камури на своей глубине должно звучать на той же высоте, что и РИ, но отличаться по тембру. Также поступаем с остальными фразами: нижний ряд нам нужен для контроля глубины сгибания. Также очень важно помнить, что возврат должен вернуть звук к первоначальной ноте, т.к. нередко после глубокого МЭРИ флейта норовит остаться немного "заМЭРИной"

Обратите внимание на написание Мэри нот. Таким образом они записаны в нотах Докиёку, а также во многих других изданиях:

=

=

=

=

  1. По сути, Оси Камури - это то же Камури на ноте У (№8), но выполняемое после повтора У (Оси). При повторе акцент проводится 4-м пальцем.
  2. При сгибании РО в Кан сгибаем до тональности РИ. Никакой помощи пальцами тут нет, только сгибание
  3. РИ сгибаем до РИ-но-МЭРИ. При этом одновременно со сгибанием можно (и нужно) немного прикрыть 4-е отверстие. Главное не забыть открыть во время возврата
  4. ЧИ сгибается до РЭ. Во время сгиба слегка прикрываем 3-е отверстие. Некоторые сэнсэи советуют 3-е и 2-е
  5. РЭ сгибается до ЦУ. Прикрываем 2-е отверстие
  6. РО нижнего регистра сгибается до РО-дай-МЭРИ. При исполнении этой ноты, как и при сгибании РО в Кан, помощи от пальцев нет. РО-дай-МЭРИ должна звучать на октаву ниже РИ. Поэтому сэнсэй нередко заставляет играть РИ в этом упражнении перед Камури
  7. У сгибается до высоты звучания РЭ, т.е. всего на полутон. Как правило, помощи пальцев в этом случае не требуется
  8. ЦУ-но-МЭРИ сгибается до РО. Это одна из ведущих комбинаций в музыке Котэн Хонкиёку. Вообще, Йокояма сэнсэй требует исполнения ЦУ-но-МЭРИ немного ниже, чем табличный западный эквивалент этой ноты. Т.е. ЦУ-но-МЭРИ на флейте 1.8 играется в музыке Котэн Хонкиёку немного ниже, чем Ми-бемоль. Вообще, с этого урока мы начнём постепенно менять стереотип восприятия Хонкиёку в сторону японской традиции. Таблицы соответствия западным нотам хороши только для игры с современными инструментами, но не для Хонкиёку.
МЭРИ
ЦЕЛЫЙ ТОН ПОЛУТОН


 











ЗВУЧАНИЕ ВЕРХНИХ ФРАЗ ПО ВЫСОТЕ НОТ ПРИРАВНИВАЕТСЯ К ФРАЗАМ НИЖНЕГО РЯДА































1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Данная таблица, фактически, является продолжением предыдущей. Отличие в том, что после сгибания нет возврата к предыдущей ноте. Зиг-заг на вертикальной линии обозначает сгиб в МЭРИ. Так этот приём обозначается в Докиёку. В нотах других школ можно встретить знак  МЭРИ или  ХИКУ