СЯКУХАТИ
Прогрессии нот звукоряда Мияко Буси

Все, кто когда-либо слышал японскую классическую музыку, без труда смогут её отлечить от любой другой музыки. Тем не менее, импровизировать в "японском стиле" получилось не сразу. Музыка постоянно уходила в сторону, не оставляя в себе ни следа японского.

Один из моих сэнсэев имеет степень Дай Шихан в школе Тозан. Как я узнал позднее, для получения ещё степени "подмастерья" требуется обязательное знание звукоряда и прогрессий, т.е. именно того, что и делает музыку "японской". К нему я и обратился с этим вопросом.

Итак, мы уже вкратце коснулись типов звукоряда в японской музыке. Сегодня поговорим только о Мияко Буси (Буши), известного также, как звукоряд ИН. Мияко Буси является основой для всего классического репертуара Гайкиёку.

Давайте рассмотрим следующую таблицу:

 






  ВВЕРХ ВНИЗ ВВЕРХ ВНИЗ ВВЕРХ ВНИЗ ВВЕРХ ВНИЗ ВВЕРХ ВНИЗ
6

5

4

3

2

1

В таблице приведены пять ведущих звукорядов режима Мияко Буси: Чи-Чо, Ро-Чо, Рэ-Чо, Ри-Чо и Цу-Чо. Сначала разберёмся с самим звукорядом.

Теперь несколько слов о Гайкиёку:

Произведения гайкиёку построены не на гармонии, а на прогрессии нот в звукоряде. А это  значит, что для каждой ноты предопределено её место, она может играться только там, а не где попало. Нота может играться только
- следующая нота вверх по звукоряду
- следующая нота вниз по звукоряду
- предыдущие два варианта, но со сдвигом в октаву (допустим, после ОЦУ РО может играться КАН ЦУ-но-МЭРИ и т.п.)
- переходить из одного звукоряда в другой на один вправо или влево по таблице на 1-й и на 4-й ноте; допустим, нота РО присутствует в РО-ЧО (№1) и в РЭ-ЧО (№4). При попадании на эту ноту можно перейти из одного звукоряда в другой и наоборот.

Ниже представлена таблица, отображающая переходы между ключами.

Каждая прогрессия разделёна на 2 триады, которые я встречал под названиями тетракорды и трайкорды. Второе название, ИМХО, более соответствует, т.к. нот всего три. Если посмотреть на нижние ноты двух триад в одной прогрессии (ряды №1 и №4), то они составляют чистую квинту. Эти ноты являются опорными нотами данной прогрессии. Важность этих нот в том, что

  1. Чистая квинта представляет собой идеальный консонанс. Это сочетание очень часто употребляется при игре ансамблевой музыки в качестве опорных или завершающих аккордов.
  2. Игра в заданном ключе может начинаться на ноте 1 или 4, т.е. на одной из опорных (не считая входную добавочную ноту).
  3. Переход к соседней прогрессии осуществляется с 4-й или на 4-ю ноту, т.е. с опорной на опорную. Это я пометил на рисунке.

Рассмотрим пример:

На картинке я нарисовал несколько нот. проследим их динамику:

  1. ХА-РО явно относится к звукоряду РО-ЧО. Сочетание ХА (= РИ) - РО также присутствует и в РЭ-ЧО, но сочетание ХА - РО - ЦУ-но-МЭРИ при проходе вверх - только в РО-ЧО.
  2. После ХА-РО мы продвигаемся по шкале РО-ЧО к следующей ноте, т.е. ЦУ-но-МЭРИ. От ЦУ-но-МЭРИ автор произведения решил спуститься вниз. Если не менять ключ, то в РО-ЧО нота вниз после ЦУ-но-МЭРИ будет РО.
  3. После РО, если мы будем продвигаться вниз в том же ключе, должно быть РИ-но-МЭРИ. Но тут автор решил сменить ключ, т.к. нота РО есть в следующем звукоряде справа в таблице - РЭ-ЧО. Тут прошёл переход, и автор смело спускается по нотам звукоряда РЭ-ЧО, как они записаны в таблице: РО-РИ-У-РЭ (нота У, как вы знаете, имеет ту же тональность, что и ЧИ-но-МЭРИ).
  4. Итак, что мы получили: начали в ключе РО-ЧО, на ноте РО на пути вниз по звукоряду перешли из РО-ЧО в РЭ-ЧО, где и продолжили спуск. В итоге мы получили первые несколько нот произведения "Куроками". Обратите внимание, что нота РО является нижней опорной (№1) в РО-ЧО, а также верхней опорной (№4) в РЭ-ЧО, т.е. переход происходит с 1-й ноты на 4-ю

Этот принцип построения мелодии имеет существенный недостаток: количество комбинаций нот в прогрессиях довольно ограничено. Поэтому музыка Гайкиёку изжила себя к началу 20-го века, когда на смену пришла современная музыка Синкиёку.