НЕМНОГО ПРАКТИКИ

Теперь мы начнём отработку некоторых мелодий. Заметим, что в традиционном методе обучения сякухати нет отработки гамм, столь привычных западным музыкантам. Вероятно, это связано с историей сякухати и её преднаначении для медитации. Японская медитативная музыка не имеет ритма и мелодии, - основых компонентов западной музыки. Поэтому многие учителя сегодня начинают обучение с лёгких народных песенок. 

Традиционные японские мелодии, столь привычные уху японца, могут стать камнем преткновения для человека Запада. Некоторые учителя не начинают обучение нового произведения, пока ученик не сможет это произведение с лёгкостью насвистывать или напевать. Некоторые авторы учебников для западного ученика переложили некоторые привычные мелодии на ноты сякухати. Мы тоже затронем их в последующих главах.

Здесь мы рассмотрим несколько очень простых японских мелодий, использующих только базовые ноты. В этой главе мы изучим музыку без орнаментции Кинко, но в последующих главах мы вернёмся к ним для изучения дополнительного материала на уже привычных произведениях.

Произведения намеренно исполняются в небыстром темпе для обучающих целей.


1. ХИНОМАРУ

Без этого произведения, наверное, не обходится ни один учебник. Это "Японский Флаг". Как мы уже разбирали, ноты читаются сверху вниз столбиками справа налево. Для удобства столбики разделены вертикальной чертой. Это часто применяется в современной музыке. Теперь вспомним некоторые моменты, которые я обозначил цифрами в нотах.

  1. Значёк оцу указывает а то, что нота ЦУ начинается в нижнем регистре. Последующие ноты сохраняют регистр до указания на его смену. Короткие чёрточки по бокам от нот являются отметками такта. Можно для начала качать нижний конц флейты из стороны в сторону на10-15 см в такт меткам (хотя меня за это сэнсэи ругают!!)
    Звук ноты начинается точно на отметке, т.е. при достижении флейтой крайнего бокового положения.

  2. Значёк оси указывает на повторение предыдущей ноты. При этом проводится артикуляция пальцем, как это описано при описании базовых нот.

  3. Нота РЭ играется на полный такт, т.к. отметка такта у следующей ноты, ЧИ, находится с той же стороны. Это мы разбирали в ритмах и размерностях. Определите размерность других нот.

  4. Горизонтальная черта - это отметка дыхания. Она отделет фразы, подобно вертикальной черте в западной музыке. Здесь предлагается сделать вдох.

  5. Возле ноты РО не стоит отметок верхнего регистра. Но, т.к. РО следует за РИ, то, по правилу регистров, предполагается, что РО по умолчанию играется в верхнем регистре кан, если не имеется указания на нижний регистр. Это же справедливо для певой ноты РО во втором столбце.

  6. Нота ЦУ имеет только одну отметку такта. Это означает, что игра её начинается на этой отметке и заканчивается тоже справа, т.е. нота имеет длительность один такт. Заканчивается произведение двумя горизонтальными линиями.

Ну а теперь можно прослушать произведение. После некоторой практики очень полезно играть его вместе с записью, чтобы полностью добиться совпадения звука и ритма.


2. ЮЯКЕ-КОЯКЕ

Это очень лёгкая мелодия, которая легко играется и легко запоминается. В дальнейшем, эта песенка может стать одной из разминочных перед игрой серьёзных произведений. Играется относительно быстро и игриво. Обратим внимание на несколько пунктов:

(*) - прежде всего, не забываем, что РИ-РО сочетание всегда является переходом на верхний регистр за исключением случаев, когда переход к нижнему РО обозначен в нотах.

  1. Не забываем дышать в указанных местах
  2. Нота РЭ здесь имеет длину в 2 такта, что в 4 раза длиннее каждой из предыдущих нот данного столбца (все предыдущие всего половина такта)
  3. ЦУ имеет длину в 3/4 такта, а РЭ - всего 1/4. Это один из случаев, описанных в размерностях. Наличие пустого треугольника слева обозначает воображаемую отметку 1/2-й такта, на которой нет остановки. Такая пустая отметка можут быть и справа в виде пустого кружочка. Эти отметки отличают 3/4-1/4 ноты от добавочной ноты.
  4. ЦУ после РИ также берётся в верхнем регистре по тому же правилу регистров.

Теперь прослушаем произведение.

Ноты взяты из учебника Масаюки Кога с личного разрешения сэнсэя и модифицированы автором сайта исключительно для учебных целей.