МУЗЫКА СЯКУХАТИ

В этом разделе мы начнём разговор об особенностях музыкальных традиций сякухати. Целью сегодня является только знакомство с видами и звукорядами, используемыми в японской музыке. Но в дальнейшем отдельный раздел будет посвящён более подробному анализу структуры звукорядов и принципы построения прогрессий в музыке сякухати, что будет очень полезным для всех желающих импровизировать в "японском стиле".

Если взять стандартную сякухати длиной 1.8 сяку и использовать только основные ноты, то получается следующее:

D (Ре) - F (Фа) - G (Соль) - A (Ля) - С (До) - D (Ре)

Нижнее D выдувается при всех закрытых отверстиях, верхнее D - при всех открытых. Верхние октавы выдуваются за счёт передува, о котором пойдёт речь в другой главе.

Музыкальные специалисты наших дней пользуются теорией Коисуми Фумио, которая делит всю японскую музыку на тетраккорды, состоящие из 3-х нот. Базовые ноты тетраккордов составляют скелет для промежуточных тонов. В японской музыке выделяют четыре вида тетраккордов (из книги К. Бласдел):

1. Миньё состоит из базовых нот
D
(Ре) - F (Фа) - G (Соль),   A (Ля) - С (До) - D (Ре)
Данный тетраккорд не вовлекает никаких промежуточных нот кроме основных тонов сякухати. Применяется он для игры народной музыки и детских песенок. Также этот звукоряд известен под названием ИНАКА БУСИ, деревенская музыка. Этот звукоряд считается режимом ЙО (или Ян в китайской традиции) - более ярким, открытым, жизнерадостным.

2. Мияко Буси наиболее характеризует современную музыку и используется в игре на сякухати, кото, сямисене и биве. Мияко Буси относится к режиму ИН (кит. Инь) и имеет более тёмный и мрачный настрой, применяемый в классике Хонкиёку и Санкиёку. Именно этому звукоряду я посвящу отдельный раздел. Его составные ноты:
D
(Ре) - Eb (Ми-бемоль) - G (Соль),   A (Ля) - Bb (Си-бемоль) - D (Ре)

3. Рицу является фундаментом для китайской и корейской музыки, используется в музыке гагаку и сёмийо. Составляющие этого тетраккорда:
D
(Ре) - E (Ми) - G (Соль),   A (Ля) - B (Си) - D (Ре)

4. Рюкйю тетраккорд найден только на Окинаве, но его распространённость в Азии, например в Индонезии, предполагают, что это сочетание вошло в Японию из юго-восточной Азии.
Составные этого тетраккорда:
D (Ре) - F# (Фа-диез) - G (Соль),   A (Ля) - С# (До-диез) - D (Ре)
Также это сочетание найдено в некоторых современных произведениях для сякухати.

 Начальная и конечная нота тетраккорда остаётся неизменной, меняются промежуточные тона, придавая гамме особую окраску.

Масаюки Кога выделяет следующие виды и направления в японской музыке:

  1. Доё - детские песни. Обычно имеют относительно простую аппликатуру и хорошо подходят для начинающих.
  2. Миньё - народная музыка. Большинство песен этого репертуара мелодичны и ритмичны, что также делает их подходящими для начинающих.
  3. Синкиёку - относительно новые произведения, написанные в период с 1900-1950.
  4. Гендаи киёку - современная музыка.
  5. Санкиёку - произведения, написанные для трио сякухати, кото и сямисен. Изначально сякухати не являлась частью Санкиёку, но об этом мы поговорим позже. В начале 20-го века классика санкиёку изжила себя из-за ограниченности нотных прошоессий, допустимых жёсткими рамками классической музыки (о чём мы поговорим в разделе о прогрессиях). Именно поэтому на смену пришла более гибкая и адаптируемая Синкиёку.
  6. Котэн Хонкиёку - классические произведения для сякухати, написанные для Дзэн медитации. Большинство из  них соло, и лишь некоторые играются дуэтом из двух сякухати. Слово Котэн относится только к классическому репертуару сякухатной музыки, зародившейся в Дзэн буддистских храмах Японии. И сегодня люди импровизируют и сочиняют Хонкиёку, но это уже не считается Котэн.
  7. Хонкиёку - свободное творчество в хонкиёку, вид медитативного творчества адептов Дзэн. Практикуется, как правило, после освоения классических произведений.