СЯКУХАТИ
Упражнения для нот верхнего регистра

В этом разделе мы займёмся отработкой нот верхнего регистра. Рекомендуется начинать упражнения, предварительно успокоив себя и разогрев флейту, исполняя упражнения нижнего регистра, описанные ранее. При отработке помним следующие моменты:

  1. Настрой
  2. Длинные тона
  3. Начинаем отработку с нижнего регистра

Далее приводятся примерные упражнения, которые дадут идеи, как можно проводить отработку. Вы сможете составить массу подобных упражнений самостоятельно. В следующих упражнениях каждый столбец по умолчанию начинается нотой верхнего регистра.

8 7 6 5 4 3 2 1
























 
























 



(4)
(3)




(2)



(1)












 



(10)

(9)


(8)





(7)






(6)



(5)
 

(13)

(14)

(12)




(11)














Сноски:

  1. Рядом с нотой РЭ имеется значёк ОЦУ, указывающий на переход в нижний регистр. РЭ играется в нижнем регистре.
  2. Нота РИ имеется только в нижнем регистре. Следующая за ней РЭ, по правилу регистров, тоже играется ОЦУ. Если бы после РИ шла нота РО или ЦУ, то по умолчанию произошёл бы переход в верхний регистр (опять же, правило регистров).
  3. ГО-НО-ХИ верхнего регистра теоретически принадлежит уже к 3-му регистру, но обозначается КАН. Эта нота может быть и в ОЦУ. В ОЦУ нота ГО-НО-ХИ играется с закрытыми отверстиями 1 и 2, а в КАН могут быть закрыты 1 и 2 или только 1, как мы разбирали в прошлом разделе. Эта же нота может обозначаться И  в обоих регистрах.
  4. Это пример нижнего ГО-НО-ХИ. Об этой ноте следует помнить следующее:
    - в ОЦУ нота ГО-НО-ХИ имеет ту же тональность, что и РО регистра КАН
    - в ОЦУ нота ГО-НО-ХИ исполняется очень ветрено (см. раздел о сильных и слабых нотах), а в КАН эта же нота исполняется резко и чётко
  5. ЧИ играется в ОЦУ
  6. РЭ играется в ОЦУ. По правилу регистров, следующая за ней ЦУ тоже играется в нижнем регистре.
  7. РЭ играется в КАН. Следующие за ней ноты сохраняют КАН.
  8. ЧИ играется в ОЦУ, а следующие  РО и РЭ - в КАН
  9. РИ всегда играется в ОЦУ, а следующие РО и ЧИ - в КАН по правилу регистров.
  10. ХИ в данной традиции всегда играется в КАН, но на 1 октаву по тональности выше, чем РИ. Не забывайте, что в других школах это правило может не работать.
  11. В сочетании ХИ и РИ нет необходимости в значках регистра, т.к. эти ноты не переходят между регистрами (см пункт 10)
  12. ГО-НО-ХИ регистра ОЦУ и РО КАН имеют одну тональность. Это очень часто встречающаяся комбинация, в которой ГО-НО-ХИ применяется в ОЦУ регистре.
  13. РО регистра КАН
  14. ЦУ регистра КАН после ГО-НО-ХИ регистра ОЦУ. Ноты РО и ГО-НО-ХИ имеют одну тональность.

Эти упражнения послужат стартовой точкой для создания собственных.