ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Аппликатура
СЯКУХАТИ


В этом разделе я попробую объединить возможные варианты проигрывания нот на сякухати. Естественно, что приводимая таблица является далеко не полной. Кроме того, в связи со значительными вариациями звучания традиционных сякухати аппликатура может существенно отличаться. Поэтому каждую флейту стоит сверить с тюнером или хорошо настроенным инструментом. 

ВНИМАНИЕ! Аппликатура сякухати очень нестандартизирована и варьирует от школы к школе.
При самостоятельном изучении произведений настоятельно рекомендуется ознакомиться с аппликатурой, применяемой автором нот. Ноты одного и того же произведения могут немного отличаться в разных школах, причём возможны вариации как в аранжировке произведения (т.е. немного разная последовательность нот), так и в обозначении одного и того же тона в разных школах.

Повторим применяемые обозначения:

Малый наклон. При этом голова немного наклоняется вперёд, угол между подбородком я флейтой изменяется (ближе к прямому). Обычно соответствует ЧУ МЭРИ. 
Большой наклон. Голова сильно наклоняется вперёд, угол приближен к прямому. Свободный, нижний конец флейты поднимается немного вверх. Соответствует МЭРИ или ДАЙ МЭРИ. Этот и предыдущий символ мы будем употреблять только в таблице аппликатуры. В нотах они не используются.
Малый передув. Соответствует КАРИ.
Большой передув. Соответствует ДАЙ КАРИ.
ЧУ МЭРИ (или малое МЭРИ) - занижение тональности ноты на 1/2 тона. Обычно относится только к нотам ЦУ и РЭ, которые имеют разрыв с предыдущей нотой в полтора тона.
МЭРИ - занижение тональности ноты на 1 тон у ЦУ или РИ и на 1/2 тона у РЭ, РО и ЧИ. Применение этих обозначений станет понятным из таблицы.
ДАЙ МЭРИ (или большое МЭРИ) - занижение тона у РО на целый тон. Применяется у РО нижнего регистра и является одной из самых сложных нот. Часто обозначается только верхним значком. Чу мэри, мэри и дай мэри значки ставятся рядом с нотой, безразлично, с какой стороны. Ноту РО можно нередко увидеть со значком внутри.
КАРИ - завышение тональности. При этом водбородок поднимается вверх, а конец флейты опускается вниз.
ДАЙ КАРИ - сильный передув. Поток воздуха проходит практически перпендикулярно оси флейты.
Открытое отверстие
Закрытое отверстие
Отверстие на 3/4 закрыто
Отверстие закрыто на половину
"Затенённое" отверстие. При этом палец немного приоткрывает отверстие, создавая угол 25-30 градусов, при этом не отрываясь от поверхности флейты.

НИЖНИЙ (ОЦУ) РЕГИСТР

Тон

С
До
До диез D
Ре
Ре диез Е
Ми
F
Фа
Фа диез G
Соль
Соль диез A
Ля
Ля диез В
Си
C
До

НОТА

РО
ДАЙ
МЭРИ
РО НО МЭРИ РО ЦУ НО МЭРИ ЦУ ЧУ МЭРИ ЦУ РЭ НО МЭРИ РЭ ЧУ МЭРИ РЭ У ЧИ НО МЭРИ ЧИ РИ НО МЭРИ ЧИ ДАЙ КАРИ РИ ЧУ МЭРИ РИ ГО НО ХИ НО ДАЙ МЭРИ ХА РО
ДАЙ
МЭРИ

(5)

(4)
(3)
(2)
(1)
































































































Наклон          
Прим. 1     2      3   4     5       6  
Сила - - ! - - ! - - ! - - ! - ! - ! - - -

Рассмотрим некоторые особенности

  1. РО ДАЙ МЭРИ играется при всех закрытых отверстиях и сильном наклоне головы вперёд. Производимая нота До является "грязной" и никогда не звучит звонко. Часто этот звук применяется в медитативной музыке, о которой му будем говорить в дальнейшем. На флейтах хорошего качества можно выдуть даже Си, но музыка на это не рассчитана.
  2. ЦУ НО МЭРИ тоже играется с сильным наклоном головы, но первое отверстие немного приоткрывается. Более сильный наклон играет ноту РО. Это очень часто применяется в музыке для "сползания" вниз на полтона, когда отчётливый переход с ноты на ноту не нужен. Орнаментации мы будем разбирать отдельно.
  3. РЭ НО МЭРИ и РЭ ЧУ МЭРИ немного отличаются в разных школах. Некоторые авторы применяют их так, как написано в данной таблице, некоторые - только РЭ НО МЭРИ, играющую Фа-диез
  4. В школе Кинко нота У применяется только в нижнем регистре, а ЧИ НО МЭРИ - только в верхнем. Некоторые авторы, однако, применяют У также в КАН регистре, но она имеет тональность Соль (не Соль-диез).
    Школа Тозан не имеет ноты У, применяя ЧИ НО МЭРИ в обоих регистрах.
  5. ЧИ ДАЙ КАРИ играет Ля-диез сильным передувом в позиции КАРИ. Применяется нечасто.
  6. ХА, часто имеет обозначение 2-4-5 (), но часто опущено. Применяется очень часто, как входная нота в сочетании ХА-РО.

Обратите внимание на графу "Сила звука". Дело в том, что в традиционной музыке стиля Кинко по умолчанию основные ноты (РО, ЦУ, РЭ, ЧИ, РИ) играются громко и звонко (обозначены "!"), а промежуточные (все МЭРИ, ЧУ МЭРИ, ДАЙ МЭРИ и У) играются ветренно, "грязно" (обозначены "-"). В этом просматривается Инь-Ян сочетание медитативной музыки.

 

ВЕРХНИЙ (КАН) РЕГИСТР

Тон До диез D
Ре
Ре диез Е
Ми
F
Фа
Фа диез G
Соль
Соль диез A
Ля
Ля диез В
Си
C
До
НОТА
РО НО МЭРИ ГО НО ХИ НО МЭРИ И НО МЭРИ РО ГО НО ХИ И ЦУ
ДАЙ
МЭРИ
ЦУ НО МЭРИ РО ДАЙ КАРИ ЦУ ЧУ МЭРИ ЦУ РЭ НО МЭРИ РЭ ЧУ МЭРИ РЭ У ЧИ НО МЭРИ ЧИ ХИ НО МЭРИ САН НО У ХИ ЧУ МЭРИ ХИ

(5)

(4)
(3)
(2)
(1)
































































































Наклон            
Прим.  1 2 3  4 5   6           7 8     9   10 
Сила - - - ! - - - - - - ! - - ! - - ! - ! - !

Теперь разберём некоторые особенности второго регистра

  1. РО НО МЭРИ, как и в нижнем регистре, играет до-диез (ре-бемоль). Голова наклоняется вперёд. Как и в нижнем регистре, МЭРИ ноты играются ветренно. Тональности до-диез и ре имеют по 4-5 вариантов пальцовок каждая, другие МЭРИ ноты также имеют альтернативные аппликатуры. Их мы будем разбирать отдельно.
  2. ГО НО ХИ НО МЭРИ и И НО МЭРИ играются абсолютно одиннаково. Отличия - предпочтения автора. Обе играются ветренно.
  3. Нота РО может играться со всеми отверстиями закрытыми чистым передувом. Однако ряд учителей советует немного приоткрыть сверху 5-е отверстие, как показано на схеме. Это облегчает передув.
  4. Здесь, для разнообразия, я привожу альтернативную пальцовку тональности ре - ГО НО ХИ (или И) регистра ОЦУ. Не смотря на то, что эта нота является первым тоном второго регистра, ГО НО ХИ относится к нижнему регистру, а РО той же тональности - ко второму (КАН). Это нужно просто запомнить. ВНИМАНИЕ: тональность ре в исполнении РО выдувается громко и чисто, а в исполнении ГО НО ХИ и И - ветренно и грязно.
  5. ЦУ ДАЙ МЭРИ - очень распространённая нота в традиционных медитативных произведениях. Играется не сама по себе, а при изгибании ЦУ НО МЭРИ.
  6. РО ДАЙ КАРИ применяется в некоторых медитативных произведениях при иггибании звука.
  7. У в регистре КАН применяется в некоторых медитативных произведениях. Обратите внимание на разницу в написании и звучании ноты У в нижнем ( - тональность Соль-диез) и верхнем ( - тональность Соль) регистрах.
  8. ЧИ НО МЭРИ - нота, на одну октаву выше ноты У нижнего регистра, с разницой в том, что У играется только в нижнем регистре, а ноты ЧИ НО МЭРИ - в верхнем. Это относится исключительно к стилю Кинко, т.к. нота У в стиле Тозан отсутствует вообще. Играется эта нота ветренно, как и У.
  9. САН НО У играется с сильным передувом в позиции КАРИ. Эта нота всегда очень ветренная и "грязная". Применяется очень часто в качестве "входной" ноты во фразу в комбинации с ХИ. Классические входные ноты мы будем разбирать отдельной темой.
  10. Нота ХИ - верхняя альтернативы ноты РИ, встречается только в верхнем регистре. Играется звонко и чисто, в то время, как МЭРИ и ЧУ МЭРИ варианты играются ветренно с наклоном головы.

 

Из ДАЙ КАН, третьего и самого верхнего регистра, как правило, в классической буддистской музыке применяются только несколько нот. Далеко не все ноты можно выдуть на любой флейте. Профессионалы, такие, как Джон Нептун, играют все 3 регистра в джазовой музыке, для чего флейта должна быть очень хорошего качества, а также техника игры доведена до профессионализма. Лично я нахожу 2 с половиной октавы вполне достаточными для практически любой импровизации.

ТРЕТИЙ (ДАЙ КАН) РЕГИСТР

Тон До диез D
Ре
Ре диез Е
Ми
F
Фа
Фа диез G
Соль
Соль диез A
Ля
Ля диез В
Си
C
До
До диез D
Ре
Ре диез Е
Ми
НОТА











ГО НО ХИ НО МЭРИ ГО НО ХИ И ГО НО ХА ЙОН ГО НО ХА А НИ НО ХА САН НО ХА НИ ЙОН ГО НО ХА ЙОН НО ХА ЦУ НО ДАЙ МЭРИ РЭ НО МЭРИ РЭ ЧИ НО МЭРИ ЧИ ХИ НО МЭРИ ХИ ЧУ МЭРИ ХИ ПИ НО МЭРИ ПИ ТА ЙОН

(5)

(4)
(3)
(2)
(1)















































































































Наклон              
Прим. 1 2             3 4 5 6          7    8      
Сила - ! ! - - - ! ! ! ! - - ! - ! - ! - ! - ! -  

 

  1. ГО НО ХИ НО МЭРИ применяется в обоих регистрах, играется ветренно. Наряду с РО НО МЭРИ, это одна из пальцовок до-диез, о чём я писал выше. Аналогичгая нота И НО МЭРИ в этой таблице не указана.
  2. Ноты ГО НО ХИ и И, как вы заметили, применяется в обоих регистрах с разницей в закрытии второго отверстия, хотя это варьирует у разных авторов. ВНИМАНИЕ: в нижнем регистре эти ноты всегда играются ветренно, в верхнем регистре - звонко и громко.
  3. ЙОН НО ХА имеет несколько вариантов аппликатуры. Возможно закрытие только 4-го отверстия или закрытие 4-го и неполное закрытие 5-го.
  4. С этого места описаны ноты, не найденные мной в традиционной музыку сякухати. Эти ноты, отмеченные в таблице голубым фоном, взяты мной из книги Джона Нептуна. Нептун - музыкант школы Тозан, а также профессиональный джазовый музыкант. Он провёл немало времени, изучая возможности сякухати и расширяя диапазон её возможностей. Эти ноты - результат подобных изысканий. Также стоит отметить, что далеко не каждая сякухати способна на игру этих нот. Достигается это сильным передувом. 
  5. Здесь я взял на себя ответственность изменить немного запись нот. Школа Тозан обозначает МЭРИ ноты изменением их размера, а не значком , как это делает Кинко. Иногда это вызывает сильную путаницу. Чтобы этого избежать, я добавил обозначения так, как это делается по Кинко.
  6. Возможный вариант аппликатуры - приоткрыть 4-е отверстие и немного нагнуть флейту в позицию МЭРИ.
  7. Хоть это и МЭРИ нота, но Нептун советует играть её КАРИ.
  8. Нет Аналогов.

 Сам Нептун говорит, что эти ноты он нашёл на своей флейте. Каждая флейта немного отличается, и придётся немного поэкспериментировать, чтобы найти свою аппликатуру. Данная таблица предназначена только для того, чтобы показать, что игра 3-й октавы на сякухати возможна при желании. 
Отработку звуков следует проводить с тюнером. Повторюсь, что на разных флейтах ноты будут немного отличаться звучанием, поэтому угол наклона флейты на одной и той же ноте может отличаться от угла наклона другой флейты на той же ноте. Иногда необходимо выбирать альтернативную аппликатуру для игры какой-то ноты на определённой флейте. Чувство звука приходит с опытом. Практикуйтесь, практикуйтесь и практикуйтесь...