СЯКУХАТИ
Упражнения для базовых нот

Итак, подойдя к этому разделу, вы уже должны знать пять базовых нот сякухати для нижней октавы. Теперь начнём отработку этих нот. Практику можно условно разделить на несколько этапов.

1. Настрой.
Сесть в тихом и желательно уединённом месте. Хорошо помогает закрыть глаза. Расслабиться, настроиться на игру. Может понадобиться несколько минут, чтобы настроись своё сознание на игру. Спину держать ровной, мышцы шеи и плеч расслаблены. Дыхание ровное, расслабленное, диафрагмальное.

2. Длинные тона
Это упражнение описано в разделе о звуке. Разные школы советуют делать его по-разному. Одни рекомендуют начинать с ноты РО, как наиболее сложной, другие, наоборот, с той, которую легче всего играть (это определит практика).
Длинные тона нужно выполнять или с закрытыми глазами, или в темноте для достижения максимального эффекта. Вот несколько направлений, в которых стоит развиваться при выполнении упражнения:

3. Сочетания  нот
Этим этапом завершается материал данного урока. Упражнение развивает координацию пальцев, а также помогает получить первичные навыки в чтении японских нот. Обратите внимание, что ноты для сякухати записываются стандартными знаками Котоканы и располагаются столбиками сверху вниз и справа налево. Ноты скомпанованы во фразы из 4-х нот. Перед каждой фразой нужно сделать вдох, потом отчётливо сыграть, после чего перейти к следующей фразе вниз по столбцу или влево, если фраза была нижней. Можно проигрывать каждую фразу по несколько  раз, добиваясь скоординированного движения пальцев.

8 7 6 5 4 3 2 1
























 
























 
























Теперь рассмотрим ещё одну деталь.

 

Этот значёк, оси, обозначает повторение предыдущей ноты и ставится вместо неё. Размер значка меньше размера нот. При повторении ноты акцентирующий палец немного приподнимается на долю секунды, а потом опять закрывает отверстие. Акцентирующий палец на каждую ноту обозначен в базовых нотах маленькой чёрной точкой. При этом никаких движений губами или языком не производится. Акцент нот в сякухати производится исключительно за счёт пальцев за исключением некоторых видов орнаментации.
Не забывайте, что используемая тут артикуляция принадлежит школе Кинко. О других школах мы поговорим позже.

Попробуем проиграть несколько упражнений с повторением:
8 7 6 5 4 3 2 1
























Используя приведенные упражнения, как образец, легко самому составить импровизированные упражнения для самостоятельной практики.