СЯКУХАТИ
Базовые ноты

 Этот раздел предстоит пройти всем, кто хочет освоить игру на сякухати в свете национальных традиций Японии. Если основная Ваша цель - всего лишь научиться создавать какое-то подобие звука и поэкспериментировать с флейтой, то предыдущих уроков будет вполне достаточно. Но если же у Вас есть в планах изучить техники изгибания нот и орнаментацию, то без этого урока Вам это не удастся. Весь дальнейший материал будет излагаться с использованием японских нот и терминов.

Нотное обозначение в сякухати относится не к конкретным звукам, а к аппликатуре. Каждый значёк обозначает определённое положение пальцев, и это положение будет создавать разные тональности на флейтах разной длины. Стандартная длина сякухати, как я уже писал, равна 1,8 японских фута. Как правило, ансамблевые произведения имеют указание в самом начале, на флейте какой длины играется данная партия. Очень часто произведения с кото исполняются на флейте 1,6 в тональности Е, а медитативные произведения играются на флейте 2,0, 2,1, 2.4, 2.7, а иногда на 3.0 или 3.1.

Я не ставлю сейчас целью описать флейты Хотику. Эта тема огромна и сама по себе заслуживает отдельного проекта.

Итак, начнём с пяти основных нот сякухати. 

Обозначение (Катакана)
Произношение (Оцу) РО ЦУ РЭ ЧИ РИ РО (Кан)
Тональность на 1,8 D (Ре) F (Фа) G (Соль) A (Ля) C (До) D (Ре)
Аппликатура
Отверстия нумеруем снизу:1, 2, 3, 4
5-е отверстие отделено чертой, оно находится на обратной стороне флейты
 Примечания Нижняя октава - оцу кан
Передув

В данной и в дальнейши схемах я буду придерживаться следующих обозначений:
1 - открытое отверстие, палец полностью поднимается
2 - закрытое отверстие, герметичность обязательна
3 - "затенённое" отверстие, частичное перекрытие на 1/3...1/2. Находится опытным путём
4 - отверстие закрыто на 3/4. Два последние пункта мы будем разбирать в дальнейшем.

На схеме вы видите маленькие точки возле отверстий 2, 4 и 5. Эти точки обозначают отверстия, играющие роль в создании акцента или повторения конкретной ноты. Так, если нужно повторить ноту Цу, то указательный палец правой руки, закрывающий второе отверстие, на долю секунды поднимается и опять закрывает отверстие. Создаётся отчётливый скачёк звука, отделяющий одну ноту от другой. Это называется осу или оси. Другие техники акцента мы разберём в последующих главах.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, что указанные техники акцентирования нот принадлежат школе Кинко, с которой я начинал изучение сякухати. В школах Меян, Тозан и Докиёку акцентирование проводится по-другому. Кроме того, сами ноты, описанные здесь, принадлежат школе Кинко. Это мы разберём в соответствующих главах.

Обратим внимание на следующие детали:

  Значёк оцу (левый) или рио (правый) применяются для обозначения нижней октавы флейты. Обычно один из этих значков рисуется рядом с нотой. Последующие ноты играются в той же октаве, пока не встретится переход на другую октаву.
Значёк кан обозначает верхнюю октаву. Аналогично нижней, все ноты играются в верхней октаве, пока не встретится переход. Добивается звучание за счёт передува, чему будет посвящена отдельная глава.
Дай кан - это третья октава, её звучание достигается сильным передувом. Обозначается двумя значками вместе.

В разных источниках можно встретить немного отличающуюся аппликатуру. Я описываю ту, с которой я начинал, и которая описана в книге сэнсэя Масаюки Кога (школа Кинко). Периодически я буду приводить альтернативные пальцовки на некоторые ноты. Часто альтернативы применяются для изменения тембра звучания в соответствии с настроением произведения.
Кроме того, альтернативные аппликатуры будут затронуты при разборе нот и традиций разных школ.

Нота Ро нижнего регистра является одной из сложных, особенно для начинающих. Но важность этой ноты для игры на сякухати в целом тяжело переоценить. Поэтому я советую уделить этому звуку особое внимание.

Следующий отрывок даёт возможность прослушать базовые ноты нижнего и верхнего регистров. Первые пять нот отрывка
РО-ЦУ-РЕ-ЧИ-РИ, после чего идёт РО верхнего (кан) регистра.
Прослушать