Практика длинных тонов
РО-БУКИ

В одном из предыдущих уроков я начал разговор о практике длинных тонов. Это одно из основных и наиболее важных упражнений в практике сякухати. Сегодня я хочу уделить этому упражнению отдельный урок.

По сути, РО-БУКИ - это выдувание самой нижней ноты основного звукоряда, ОЦУ-но-РО. Просто игра не заменяет упражнение РО-БУКИ. Это не просто разогрев флейты, это самостоятельное упражнение, которое нужно выполнять с максимальным вниманием. Я привожу рекомендации, которые я получил от своих сэнсэев.

  1. С упражнения РО-БУКИ должно начинаться каждое занятие. Сэнсэи советуют посвятить этой практике 10-15 минут
  2. Упражнение лучше проводить в темноте или просто закрыть глаза. Очень важно слушать свои звуки
  3. РО-БУКИ проводится с дыханием кио-суи, т.е. с простым выдохом, не концентрируясь на дыхательных формах. У некоторых мастеров (в частности, у Джона Нептуна) можно встретить рекомендации по включению саса-буки, мураики и т.п. в длинные тона. Это всё возможно. Только необходимо помнить, что это уже будет отработка саса-буки и мураики. Эти упражнения будут дополнением, но не заменой ро-буки.
  4. РО-БУКИ использует ровный выдох, никакое вибрато не допустимо
  5. На всём продолжении выдувается только одна нота. Никаких орнаментов и акцентов не делается ни в начале, ни в конце звучания ноты. Очень важен переход от ноты к МА и наоборот, а орнаментация не позволяет этого делать. Наблюдение за переходом - часть практики Суй-Дзэн
  6. Нота выдувается максимально долго, на сколько хватает дыхания.
  7. Нота выдувается максимально сильно, но не в ущерб качеству звука. Для начала лучше играть тише, но отыскать то положение, в котором нота будет устойчивой, и постепенно наращивать силу. Обратный путь может привести к развитию нерациональных, но устойчивых привычек.
  8. Одно из важных условий - сохранение высоты звука даже тогда, когда звук становится очень тихим в конце. Для этого флейта "разгибается" в позицию кари. Этот приём мы разберём в видео уроке.

Это всё, что касается самого упражнения. Это просто игра РО. Игра и слушание, поиск звука, улавливание вибраций. Вибрации дошли до ушей.. но они ещё раньше дошли до щёк. Улавливают ли щёки эти вибрации? Насколько хорошо кожа шеи чувствует эти вибрации? Насколько отличаются вибрации при разных состояниях сознания? Касколько сильно отличаются вибрации, создаваемые полностью расслабленным игроком от вибраций в расстройстве, болезни, при усталости? Эти упражнения наблюдения являются основой практики суй-дзэн.

Какизакаи сэнсэй каждый урок начинает с практики ро-буки. Групповой урок он тоже начинает с практики ро-буки, но в несколько иной манере исполнения. Упражнение выполняется в два этапа.
Сначала вся группа дует РО вместе. Получается такое огромное вибрируещее гудение в тональности РО.
Вторая часть - это последовательное РО, выдуваемое каждым игроком по-отдельности с небольшим перекрытием друг друга. С началом затухания звука следующий игрок перенимает эстафету. Примерно вот так:

Упражнение помогает не только отработать РО, но и научиться контролировать соотношение момента вдоха и начала звука, продолжительность необходимой задержки выдоха, а также при этом слушать звучание ноты в исполнении кого-то.

В следующей главе мы поговорим о модуляции звука. А сейчас предлагаю всем прерваться и потратить 5 минут на практику РО! Крепкого всем звука!