ПЬЕСА "ХИ ФУ МИ ЧЁ" ШКОЛЫ МЁАН (Тайзан Ха)

Пьеса "Хи Фу Ми Чё" - первое произведение в репертуаре Тайзан Ха. На её примере мы разберём основы игры в этой школе. Иероглиф "ЧЁ" в названии пьесы обозначает музыкальный звукоряд, а название "Хи Фу Ми" - "1, 2, 3" - символизирует первые шаги в обучении и знакомство с традицией Школы.

Пьеса пришла в храм Мёан с Хигучи Тайзаном, бывшим игроком Кинко, примерно в 1895-м году. Проведя реформу репертуара Мёан, Тайзан внёс эту пьесу в репертуар. Правда, кинковский оригинал раскололи на две пьесы: "Хи Фу Ми Чё" и "Хачигаеши но Ширабе". Тем не менее, эти две пьесы напечатаны на одном листе и, как правило, исполняются вместе.

Как я уже писал, пьесы в Мёан исполняются в режиме киосуи, т.е. естественного выдоха. Орнаментация не выражена. Также следует помнить, что орнаментация в Мёан является не обязательной, а допустимой, приемлемой. Поэтому можно услышать варианты исполнения пьесы, отличающиеся друг от друга по виду и расположению орнаментов. Мой сэнсэй обучает строго по нотам, но при этом рассказывает, какие варианты встречаются, и как играет его сэнсэй. Произведение исполняется в регистре ОЦУ, создаёт атмосферу спокойствия и подготавливает игрока к более серьёзным пьесам.

Эта пьеса будет разобрана на видео в недалёком будущем (ссылка будет здесь)

1. Первая фраза начинается в регистре ОЦУ с ноты ЦУ МЭРИ. Не забываем, что в Мёан ноты ЦУ и ЧИ по умолчанию играются МЭРИ.
Первый бит - ЦУ МЭРИ, второй бит (обозначен вертикальной линией) - ЦУ ДАЙ МЭРИ, т.е. примерно та же тональность, что и РО. Достигается это дополнительным наклоном и, при необходимости, дополнительнымприкрыванием 1-го отверстия.


 

2. РО ДАЙ МЭРИ получается при полном закрывании 1-го отверстия при том же положении флейты, какое было достигнуто в 1-й фразе. Т.е. второй бит первой фразы и первый бит второй фразы играются примерно при одном положении флейты.
Второй бит фразы - это РО. Значёк КАРИ рядом с вертикальной линией просто напоминает о том, что флейту нужно вернуть из позиции МЭРИ в нормальное положение. За фразой следует пауза в один бит.
Теперь рассмотрим переход от РО ДАЙ МЭРИ к РО:
 

График представляет два бита второй фразы. Переход от РО ДАЙ МЭРИ начинается примерно с середины первого бита. К концу первого бита звук поднимается немного выше РО, после чего волнения стихают, и второй бит играет РО.

3. Первый бит - нота У. При этом флейта не ставится в положение МЭРИ, а тональность достигается только за счёт закрытия отверстий (т.к. У имеет горизонтальную черту). На втором бите флейта сгибается в МЭРИ. При этом достигается тональность, близкая к ноте РЭ. Однако, в Мёан нет строгих правил, как в других школах, и при игре важна не тональность, а гармония в сочетании звуков.
4. Эта фраза начинается со стандартного входа ЦУ-РЭ. Не забываем, что нота ЦУ в орнаменте играется обычная, НЕ МЭРИ. В исходном положении открыты отверстия 1 и 4, а 2, 3 и 5 закрыты. Одновременно с закрыванием 4-го отверстия начинаем играть ЦУ. Нота получается с чётким началом, но без выраженного орнамента. Эту особенность исполнения мы рассмотрим на видео.
Нота РЭ длится 2 бита. Повтор ноты РЭ проводится акцентом на 3-м отверстии. Второе РЭ длится всего полбита, после чего закрываем 1-е и 2-е отверстия и переходим к РО, которое длится полтора бита.
5. Пустая капля в начале фразы обозначает паузу в полбита. Вторые полбита занимает нота ХА, которая начинается без каких-либо орнаментов. Второй бит занимает нота У. Т.к. она имеет горизонтальную черту, играем её без МЭРИ. Значёк МЭРИ после ноты У обозначает, что в самом конце фразы мы переходим в позицию МЭРИ, опуская тональность. Графически это выглядит примерно так
 

6. Эта фраза длится 3 бита. Первый бит - ЦУ МЭРИ. Второй бит начинает РО, но сразу переходит к РО МЭРИ. Третий бит - обычная РО. Графически примерно так:
 

7. Эта фраза идентична фразе 5.
8. Эта фраза почти идентична фразе 4. Отличие в том, что первая нота РЭ длится всего один бит.
9. ЦУ МЭРИ, РО, РО, каждая по одному биту. Переход к РО без орнамента, повтор РО акцентом на 2-м отверстии. После повтора можно добавить маленькое ФУРИ.
10. Эта фраза три бита.Первый - ЦУ МЭРИ. В самом конце бита скибаем ещё больше в позицию ДАЙ МЭРИ (тональность РО). После этого безо всяких орнаментов переходим к РЭ и держим её 2 бита.
11. Первый бит - нота ХА, которая начинается без всяких акцентов. Второй бит - ХА-У. Хотя этот отнамент не обозначен в нотах, акцентом 5-го отверстия мы создаём добавочную ХА в начале второго бита. У играется не в МЭРИ, но сгибается в МЭРИ в самом конце.
12. ЦУ-РЭ. Фраза начинается с открытым 4-м отверстием. Закрываем 4-е отверстие и одновременно начинаем ЦУ. Вход получается чистым, но без прыжков звука. РЭ играется 2 бита.
13. ХА играется 2 бита. В начале 3-го бита делается акцент на 5-м отверстии, повторяя ХА, и сразу переходим к И.
14. Повтор фразы 12
15. ХА-И. Фраза длиной в один бит. Хоть ноты ХА и И нарисованы, как полубитные, их длина играется примерно в соотношении 1:2, т.е. 1/3 бита на ХА, а 2/3 бита на И.
Также, фразы 15-18 играются в более быстром ритме, чем остальная пьеса.
16. Просто РЭ без акцентов. Длительность 2 бита.
17. Нота И длиной в один бит.В отличие от обычной ноты И, эта играется более громко. Кроме того, закрыто только 2-е отверстие, что меняет немного тембр ноты.
18. РЭ 2 бита. Последняя фраза "режима ускорения". Следующая фраза опять замедляется.
19. ЦУ МЭРИ длиной в один бит. В самом конце сгибается в ДАЙ МЭРИ (тональность РО)
20. Вход ЦУ-РЭ, как описывалось ранее, без выраженного акцента. РЭ играется один бит, повторяется акцентом на 3-м отверстии и выдерживается 3 бита. При повторе РЭ часто исполняется ФУРИ.
Пьеса окончена.