ШКОЛА ИГРЫ НА СЯКУХАТИ

Сякухати - инструмент очень непростой. Простота конструкции флейты обманчива, и обучение игре на этом инструменте требует много терпения и усидчивости. На освоение основ игры уйдут месяцы, а достижение мастерства потребует десятилетий. Поэтому сякухати может легко стать проектом на всю жизнь.

Кусок бамбука, из которого сделана сякухати, является только половиной флейты. Второй половиной является сам играющий. Настроение, самочувствие, степень усталости, - всё это отражается на игре. Постижение игры на сякухати - это, прежде всего, познание себя. Не случайно именно сякухати стала медитативным инструментом Дзэн буддистов.

Изучение свойств инструмента тоже необходимо для успешной игры. Нет двух одиннаковых сякухати, как нет двух одиннаковых людей. Сякухати изготовлена из куска бамбука, имеющего свою кривизну, размер, плотность... Поэтому требуется некоторое время, чтобы привыкнуть к конкретному инструменту, понять его характер, лёгкие и тяжёлые качества, уступчивость и упрямость. Иногда могут потребоваться годы, чтобы раскрыть потенциал инструмента... Но, проявив терпение, его обладатель услышит нечто большее, чем просто звук, нечто, пронзающее тело насквозь, резонирующее в каждой клетке организма, окутывающее вокруг мягким и тёплым и, наоборот, рассекающее, как меч, и выставляющее внутреннее и сокровенное на всеобщее обозрение. Сякухати нельзя обмануть. Как зеркало, этот кусок бамбука отражает внутреннее состояние игрока, а опытный слушатель даже по одному звуку скажет многое о музыканте, как доктор может поставить диагноз по кардиограмме.

ВНИМАНИЕ: Обновлён список Видео уроков и Аудио файлов. Его можно найти в ПРИЛОЖЕНИИ

Часть 1. Знакомство с инструментом и первые шаги

Первая часть посвящена знакомству с сякухати, как с инструментом, основам техники игры и базовой орнаментации. Часть материала позаимствована из книги Масаюки Кога с личного разрешения Кога-сэнсэя. Цель первой части - научить практикующегося энтузиаста играть несложные мелодии. И хотя заочно без непосредственного контакта с учителем это сделать черезвычайно сложно, я приложил усилия, чтобы помочь добиться максимального результата.

1. Самые азы - с чего начинается Сякухати

  1. Знакомство
  2. Современные разновидности флейты: джинаши, джиари, хотику
  3. Создание звука (ВИДЕО)
  4. Базовые ноты (mp3)
  5. Упражнения для отработки базовых нот
  6. Верхний регистр. Правила регистров (mp3)
  7. Упражнения для отработки нот верхнего регистра
  8. Музыка сякухати, виды, строй
  9. Основные принципы игры, дыхание, внутренний настрой
  10. ВИДЕО уроки по материалу первого раздела

2. Основы музыкальной грамоты в игре на Сякухати

  1. Ритм и размерности
  2. Немного практики (mp3)
  3. Промежуточные ноты и полутона; "Сильные" и "слабые" ноты (ВИДЕО)
  4. Ещё чуть-чуть практики (mp3)

3. За пределами привычного

  1. Несколько слов о том, что же в сякухати есть такого "сякухатного"
  2. Виды нотной записи для сякухати в разных школах
  3. Подробнее о длинных тонах
  4. Модуляция звука
  5. Примеры упражнений для развития управления звуком
  6. Базовая орнаментация
  7. Ещё раз о типах дыхания во время игры
  8. Немного о музыкальных прогрессиях в японской музыке
  9. Практика на примере лёгких японских мелодий (МР3)
  10. Разбор некоторых произведений Миньё

4. Приложение к Части 1

  1. Аппликатура сякухати
  2. Обучающие музыкальные и видео клипы
  3. Отрывки произведений, исполняемых на сякухати
На этом мы завершим первую часть. Изложенного материала должно быть достаточно для того, чтобы суметь сыграть несколько несложных мелодий, а также чтобы подобрать, сыграть и записать нотами понравившиеся мотивы. Если это - ваша цель, то тут можно и остановиться. Тем же, кто отважится шагнуть дальше, предстоит оставить позади все познания в музыкальной теории и в нотной грамоте.

Часть 2. Традиция Сякухати

В первой части мы разобрали самые базовые техники игры на сякухати. Теперь пришло время поговорить о традиционной музыке для сякухати - хонкёку. Сразу оговорюсь, что я не собираюсь тут рассматривать гайкёку, синкёку, энка (enka), джаз, блюз и прочие музыкальные жанры, в которых сякухати стала применяться после запрета движения комусо и закрытия секты Фукэ в конце 19-го века. Не исключено, что в дальнейшем этому будет посвящён отдельный раздел, но это выходит за рамки моего основного курса обучения у моего сэнсэя.

Также я постараюсь развеять миф о необходимости изучения каких-либо музыкальных жанров для успешного изучения хонкёку. Но самое главное, что я хочу донести до читателя, - это то, что многовековая традиция сякухати развивалась в огромном множестве храмов, и поэтому сам стиль игры, подход к обучению, последовательность обучения, репертуар и т.п. очень сильно отличаются не только в разных школах, но и, порой, в разных направлениях одной и той же школы. Если у вас есть учитель, то вам необходимо следовать его наставлениям и не применять ничего из предоставленного тут материала без согласования со своим учителем!

1. Мой Путь в сякухати

Это небольшая автобиографическая заметка о моём становлении в качестве игрока сякухати с самого начала до сегодняшнего дня.

2. Котен Хонкёку в записи Ниодо

3. Храм Мёан (Меян) и его современный репертуар Тайзан Ха

4. Школа Докиёку

  • Сэнсэй Ватазуми Досо
  • Сэнсэй Йокояма Кацуя
  • Особенности игры и нотной записи в Докиёку
  • Разбор пьесы "Honshirabe"