СЯКУХАТИ
Базовая Орнаментация

На этом уроке мы начнём разбирать ещё одну важную составную музыки сякухати - орнаментацию. Вместе с модуляуией она является непременной частью игры, а также служит ведущим элементом в определении принадлежности игрока к конкретной школе (при условии, что игрок не исполняет произведение, специфичное только для конкретной школы). Некоторые виды орнаментации вполне выполнимы на других духовых инструментах и широко применяются в западной музыке, а некоторые специфичны для сякухати, и их выполнение возможно только на ней.

Целью данного урока является ознакомление с наиболее употребимыми приёмами игры на сякухати. Данное описание не является стандартом и не претендует на звание истины. Это связано с тем, что исторически традиция сякухати развивалась во множестве храмов Японии и в течение сотен лет переносилась и перемешивалась усилиями бродячих монахов. Поэтому мы не можем говорить о "правильном" исполнении того или иного орнамента. "Правильность" исполнения заключена в пределах конкретной линии в конрктной школе. Причём ученик, освоив знания, предоставленные учителем, мог отойти от линии учителя и создать свою собственную школу. Поэтому в рамках данной главы мы затронем только наиболее общепринятые орнаменты и приёмы, а при рассмотрении произведений разных школ мы будем разбирать подробнее, что именно мастер хотел выразить данной нотной записью. Все описанные тут техники будут продемонстрированы на видео.

1. Приёмы игры нот
Это обозначение мы уже разбирали при игре базовых упражнений. ОСИ (ОСУ) - повторение предыдущей ноты при помощи быстрого поднятия акцентного пальца и опускания на место. Для каждой ноты пальца обозначены в базовых нотах чёрной точкой возле отверстия. Очень важно запомнить, что языковый или горловой акцент на ноты, или "ту-ту-ту", применяемое в западных инструментах (блокфлейта и подобные ей), в игре на сякухати не применяется. Исключения могут составлять некоторые произведения, в которых конкретно указано использование данного приёма.
Ещё важно запомнить то, что акцентные пальцы в разных школах разные. Я начинал писать этот сайт под влиянием Кинко школы. Но, сейчас, покинув Кинко, я больше так не играю. Акцентные пальцы мы разберём подробнее при рассмотрении конкретных школ. А пока, можно отметить, что
в Меян это № 2, 3, 4, 5
в Докиёку - № 1, 2, 3, 4, 5
в Тозан - № 2, 3, 4, 5 (как и в Меян)
Значёк РУ обозначает приём противоположный ОСИ. Выполняется лёгким и быстрым закрыванием отверстия на мгновение расслабленным пальцем. Во многих стилях выполныется только на первом (снизу) отверстии. Этот и предыдущий приёмы важны для акцентирования нот при игре.
В Докиёку РУ имеет совершенно другое значение. А в Меян кроме РУ имеются другие обозначения удара по первому отверстию, в зависимости от текущей ноты. Это мы разберём отдельной темой.
Посмотрим  на схему слева:
Высота звучания каждой из пяти основных нот обозначена линией. Но ноте ЧИ выполняется ОСУ. При этом 4-е отверстие открывается на мгновение, и сразу закрывается. Тональность в это мгновение прыгает вверх к РИ.
На ноте ЦУ выполняется РУ - кратковременное закрытие первого отверстия, в результате чего звучание падает вниз до РО. Оба приёма обозначены 3 раза. Эта схема дана только для иллюстрации, при игре же 1-й и 4-й пальцы не делают акцент одновременно.

Знак Катаканы ХЭ -  - применяется для обозначения приёма НАЯСИ (NAYASHI). При проведении этого приёма флейта сгибается в положение мэри, после чего разгибается до первоначальной ноты. При проведении этого приёма происходит не только изменение высоты звучания ноты, но и тембра. Звук становится очень "грязным", ветреным. Слева, как пример, приведена фраза из горячо любимого произведения "Киорэй", в котором Наяси применяется несколько раз.
Наяси очень напоминает приём КАМУРИ, но выполняется медленнее, чем камури.

ФУРИ -  - техника очень быстрого си неглубокого гибания и разгибания ноты. Фраза слева обозначает вход ХА-РО, при этом РО выдерживается на один бит. Потом идёт уже знакомое нам ОСУ, и после этого РО продолжается ещё 2 такта.Рядом с ОСУ нарисовано ФУРИ. Сразу же после ОСУ флейта слегка быстро сгибается и возвращается в предыдущее положение, как бы делая небольшой "нырок"

КАМУРИ - - приём, сходный с предыдущими двумя. Его я использовал при описании урока по урпавлению звуком. Камури очень широко применяется в школе Докиёку и будет более подробно описан в соответствующем разделе. Здесь же я его привожу для демонстрации различий между сходными техниками сгибания звука. Не забывайте, что исполнение техник может сильно зависеть от школы. Тут я привожу вариант исполнения Котэн Хонкиёку записи Ниодо, Меян Тайзан Ха и Докиёку, т.е. то, чему я обучаюсь у сэнсэев.
НАЯСИ - техника глубокая и относительно медленная
ФУРИ - техника быстая и поверхностная
КАМУРИ - техника относительно быстрая и глубокая. Во фразе слева РО сгибается на целый тон, т.е. до РО-дай-МЭРИ, после чего быстро возвращается к РО.

СУРУ или СУРИ представляет собой технику портаменто. Существует две разновидности этой техники: СУРУ-АГЭ и СУРУ-САГЭ.

Сури-Аге обозначает сдвиг ноты вверз по строю, Сури-Саге - вниз. Фраза, приведённая слева, использует СУРУ при переходе от ноты ЦУ к ноте РЭ. Это фраза из произведения Чоши в записи Ниодо (версия Меян). Рассмотрим обе техники более подробно.

Приём Сури выполняется при помощи "стягивания" пальца с одного из отверстий.

Левая схема демонстрирует переход от ноты РЭ к ноте ЧИ. При этом 3-й палец "сползает" с отверстия, переходя к ноте ЧИ. На схеме также продемонстрирован акцент 4-м пальцем после перехода к ЧИ, обозначенный "прыжком" графика к ноте РИ. Если же акцента на ноте нет, как это играется в приведённой выше фразе Чоши, то Сури в этом случае будет просто плавным переходом от одной ноты к другой.

Правая схема демонстрирует переход от РЭ к ЦУ. При этом 3-й палец сползает с отверстия, и тут же 3-й и 2-й закрывают свои отверстия. Поэтому получается плавный переход к ЧИ с резким падением к ЦУ.

ХИКУ буквально обозначает "тянуть". Этот приём очень широко применим в Хонкиёку, но я ни разу не встречал его в ритмичной музыке. Выполняется сгибанием звука. Хику встечается как в середине фразы, так и в конце. В середине фразы звук сгибается примерно на полутон, после чего возвращается обратно к предыдущей ноте. Ниодо нередко сравит знак ДАСУ  для обозначения возврата.
В конце фразы Хику представляет собой сгибание, как бы небольшой "крючок" в звуке. Применение Хику мы разберём при разборе произведений Хонкиёку.

ЮРИ, вибрато, очень широко применяется в ряде школ сякухати. Техник выполнения Юри имеется огромное множество, и каждая школа выполняет его немного по-разному. Часто в школах имеется несколько видов вибрато.
Очень много вибрато используется в музыке Миньё и произведениях школы Тозан. Некоторые пьесы Котэн Хонкиёку применяют много вибрато (пример слева был взят из произведения Аджикан в записи Ниодо). Наиболее старые Хонкиёку, такие, как Киорэй, Мукаидзи, Чоши, не используют вибрато вообще.

Ещё раз повторю, что тут описаны только некоторые приёмы игры. При разборе произведений разных школ мы затронем техники, присущие каждой школе, в том варианте, в котором я получил их от сэнсэев.

В более ранней версии моего сайта я описывал стандартные переходы между нотами. Описанные переходы были взяты из школы Кинко, и я решил не включать их в новую версию сайта. Переходы настолько специфичны для каждой школы, что описание их я помещу в описание техник конкретных школ.

2. Начало фразы

Фраза - это отрывок произведения, расположенный между отметками дыхания. Для каждой школы существуют свои правила начала фразы, поэтому в нотах обычно не указывают то, что выполняется по умолчанию. В нотах Ниодо, напротив, обозначен каждый орнамент, поскольку его ноты - сборная библиотека произведений разных храмов, часто имеющих не очень много общего.
 

АТАРИ - один из наиболее распространённых приёмов входа во фразу. Как правило, Атари выполняется в соответствии с правилами конкретной школы. В некоторых изданиях нот, например Ниодо, возле нот нередко указано, каким пальцем выполняется Атари. В примере слева возле ноты У стоит цифра 4. Это обозначает Атари 4-м пальцем. Однако, и тут всё зависит от конкретной школы. Способ выполнения Атари в разных школах отличается. Атари Докиёку и Кинко выполняются совершенно по-разному. По сути, Атари - это быстрое открытие и закрытие ноты в самом начале игры, создающее характерный звуковой орнамент.

Это обозначения отверстий 1, 2, 3, 4 и 5. Расположение цифры рядом с нотой совсем не обязательно значит Атари. Это может быть совсем другая техника. При рассмотрении произведений я буду описывать каждую ноту в отдельности.

Теперь попробуем разобрать один из вариантов техники АТАРИ. При всей кажущейся простоте эта техника, тем не менее, представляет некоторые трудности для выполнения у начинающих.
Попробуем представить графически движение пальца, начало дыхания и высоту производимого звука. Красная линия на схеме обохначает момент, в который акцентирующий палец поднят, и отверстие открыто.

Итак, начинаем игру с закрытым акцентным отверстием. Потом палец на мгновение поднимается и опять опускается, позвращаясь к начальному положению.
Дыхание начинается слабо, как бы разгоняясь и не производя звука. Звук начинается в момент, когда отверстие открыто.
Производимый звук начинается при открытом отверстии и при закрытии отверстия падает до нужной ноты.

 

Добавочные ноты - неотъемлемый элемент музыки сякухати. Мы разбирали в разделе о ритмах, что добавочные ноты обозначаются двойной вертикальной чертой. Это справедливо для ритмичной музыки. В Хонкиёку же эти линии могут отсутствовать. Сами же добавочные ноты Хонкиёку могут быть несколько длиннее, порядка 1 сек. продолжительностью. Часто добавочные ноты могут быть не обозначены, осталяя это на долю устной передачи традиции.

В сочетании ЦУ-РЭ слева оба обозначения равносильны по значению. Проводим АТАРИ на 4-м отверстии и играем ЦУ.
Открываем отверстие 2 и переходим к РЭ без акцента. Опять же, это один из примеров. В разных школах это проводится по-разному.

 

РО-ДАЙ-МЭРИ -> РО. Начинаем играть РО-ДАЙ-МЭРИ в нижнем регистре. Иногда проводится акцент АТАРИ на 4-м отверстии. Разгибаем до РО безо всякого акцента. Звук из ветренного и "грязного" становится чистым, каким РО и играется. Слева обозначены способы обозначения данного приёма.
Левая схема также может иметь двойную вертикальную линию, как писалось выше, но для простоты изложения мы её будем упускать. Правая схема демонстрирует ещё одно применение значка, рассмотренного выше в разделе ФУРИ. Тактовые отметки и вертикальная линия могут взаимозаменяться или сочетаться. Это сочетание применяется довольно часто в музыке Котэн Хонкиёку.

У-РИ. Очень частый приём.
Начинаем играть У БЕЗ АТАРИ
Переходим к РИ с акцентом на 5-м отверстии.

На видео я продемонстрирую также исполнение ХА - РО, САН-но-У - ХИ и ещё нескольких приёмов в пределах моих скромных возможностей.

 

3. Окончание фразы
Нередко фразы в Хонкиёку имеют особое окончание. Это придаёт музыке особую форму, как закорючка при каллиграфическом письме. В некоторых нотах имеются обозначения, в других же это оставлено на долю устной передачи или на усмотрение играющего. Как и все предыдущие тахники, окончание фраз очень специфично для разных школ.
 
Знакомое нам ХИКУ. В самом конце длинного тона, или на последние 1/2 или 1/4 такта, звук сгибается на полтона вниз, после чего звук обрезается. Загибание линии влево указывает на понижение звука.

ОТОСИ  можно встретить вместо ХИКУ. Линия при этом не загибается или вообще не применяется. Техника применения - как ХИКУ, только тональность делает как бы попытку разогнуться назад до прежней ноты, но глохнет на полпути. Такой своеобразный звуковой крючок.

В Докиёку изменения тональности передаются перегибами линии. Загиб влево обозначает понижение звука, вправо - повышение.

ФУРИ в самом конце играется лёгким мэри-кари, после чего звук затихает. Фактически, эта техника очень похожа на Отоси

СУРИ также должно быть знакомо всем. В данном случае стягивание пальца создаёт едва уловимый прыжок звука вверх в самом конце фразы.
Обозначается несколькими способами:
- Загибание линии вправо (повышение звука). Иногда рядом с загибом нарисована маленькая нота, которая получися в результате, в данном примере - это ГО-НО ХИ ( ) или И ( )
- Маленький крючок, представляющий графически подъём тона. Часто рядом ставится цифра (1-5), обозначающая номер отверстия, на котором выполняется приём. В данном случае - это 5 ( )
- Значёк СУРИ (или просто СУ - ), зачастую с указанием номера пальца, как в предыдущем примере.