УХОД ЗА ФЛЕЙТОЙ

Уход за флейтой зависит от материала, изкоторого она изготовлена. Пластмассовая флейта очень неприхотлива, не требует особого ухода. Следует бережно относиться к её звукопроизводящей части, оберегая край от повреждений. Также во время и после игры нужно протирать флейту внутри, удаляя конденсат.

Другое дело - уход за бамбуковой флейтой. Бамбук - материал очень прочный на излом, и он хорошо переносит влагу. Но сухой воздух, перегрев и резкая смена температур могут легко привести к его расколу вдоль волокон.

 

Разберём основные принципы ухода за бамбуковой флейтой.



  • Всегда нужно хранить инструмент во влагонепроницаемом футляре. Для хранения изготовляют специальные длинные мешки с полиэтиленовой прослойкой. Можно хранить в любом подходящем для этой цели футляре. По совету других музыкантов, я всегда храню свои флейты в специально изготовленном и плотно закрываемом полиэтиленовом пакете, независимо от того, в чём она будет находиться.
    При транспортировке флейты её следует поместить в твёрдый контейнер. Если его нет, то разборные флейты нужно разбирать, чтобы избежать возможности перелома.
  • Периодически нужно протирать флейту внутри, чтобы избавиться от конденсата. Некоторые авторы рекомендуют делать это по окончании каждой игры, другие же советуют оставлять конденсат внутри флейты, как дополнительную меру по предохранению бамбука от пересыхания во время хранения.
    Для протирания существует специальная тряпочка цуютоси- квадратный кусок мягкой ткани, размером 40х40 или 50х50 см. К одному углу привязывается толстая нить примерно 50-60см длиной с грузиком на конце. Традиционный узел для завязки представлен на рисунке слева (щёлкнуть мышкой для просмотра). Грузик пропускается внутрь флейты со стороны мундштука. Следует  подкладывать большой палец и через него перегибать нить, чтобы предохранить край флейты от повреждения. НИКОГДА не перегибайте нить через звукопроизводящий край!
  • Обязательно нужно защищать мундштук. Для этой цели существует защитный колпачёк, который изготавливается специально для каждой флейты. Также для транспортировки существует специальная пробка, которая затыкается в отверстие мундштука и защищает край от повреждения при случайном ударе.

Наиболее надёжным методом предохранения флейты от раскола является её обвязка. Для обвязки применяют толстую полимерную нить толщиной 0,5-0,8мм чёрного или коричневого цвета. Некоторые авторы применяют для этой цели толстую рыболовную леску. Обвязка также является наиболее надёжным (и, практически, единственным в наше время) методом починки трещин в бамбуке.

Существует три основных метода обвязки.

1 Традиционная ратановая обвязка. На внешней поверхности флейты прорезается кольцевой паз шириной 6-8мм и глубиной в зависимости от имеющегося материала. Дно паза промазывается клеем или эпокситкой, на который накладывается обмотка из полимерной нити. Глубина намотки должна оставить место для ратановой нити. Ратановая нить - это нитеподобная стружка примерно 0,5 мм шириной, нарезаемая из внешнего слоя бамбука, применяемая для маскировки обмотки. Эта нить наматывается на клею поверх полимерной нити. Законченная обмотка должна находиться на одном уровне с поверхностью флейты.
Ратановая обмотка является наиболее эстетичной, но и наиболее трудоёмкой. Кроме того, глубокая борозда может немного ослаблять бамбук, поэтому обычно применяется  только при реставрации трещин.
2 Погружённая обвязка выполняется чёрной или коричневой полимерной нитью 0,5-1мм. Для этого по поверхности флейты пропиливается борозда 6-8 мм шириной и глубиной, равной толщине нити. Применяется для починки или предохранения в местах, где наличие выступающей части может помешать движению пальцев (щёлкнуть по фото для просмотра).
3 Внешняя обвязка - самая простая в исполнении. Также, она не требует повреждения поверхности флейты и применяется для профилактики раскалывания бамбука. На схеме слева показана последовательность обвязки (щёлкнуть мышкой для просмотра). Наилучшую защиту даёт обвязка в 9-10 местах, как показано на схеме.
Схема и фотографии взяты с сайта Монти Левенсона http://www.shakuhachi.com - одного из ведущих изготовителей и мастеров по починке сякухати в США - с его личного разрешения.

Мне довелось играть на флейтах возрастом более 100 лет, прекрасно сохранившихся и имеющих исключительную аккустику. Некоторые из них растрескались со временем, но, аккуратно починенные, приобрели прежнюю музыкальность. Аккуратное отношение к флейте обеспечит её долговечность.