Sashi

Существует также несколько разновидностей этого произведения. Приводимая здесь версия принадлежит школе Itcho-Ken. Я сам играю это произведение в варианте Jin Nyodo, а он, в свою очередь, получил его от Saito Inokuma.

Название "Sashi" происходит от санскритского "Sa", что представляет смерть Будды, а также семя Kannon Bosatsu, буддистской Богини Милосердия, известную в Китае, как Kwan Yin. По легенде, эта музыка была найдена в основании статуи Будды. Также есть традиция, что на заре Просветления Sashi будет использовано для искупления всего живого в соответствии с откровениями Kannon Bosatsu.

За нотами произведения закреплены особые образы. Из трёх сильных нот звукоряда сякухати, РО представляет женщину, или основу всего. РЭ - мужчина, сильная нота, но имеет тенденцию сорваться на РО. РИ - ребёнок, обычно переходящий в РО, но иногда в РЭ.

Произведение начинается с ЦУ-РЭ, довольно обычного сочетания для Дзэн музыки, но играется в верхнем регистре. Поэтому начальная нота может легко сорваться. Поэтому нередко перед началом Sashi играется Take-No-Shirabe для очищения и разогрева бамбука.

Приводимая тут запись выполнена Jin Nyodo. Не стоит забывать, что данное произведение не относится к школе Кинко, и, как и большинство произведений из коллекции Nyodo, неподвластно стандартным кинковским приёмам орнаментации. Тут можно взять полную версию нот.

Обсуждение произведения можно провести в моём ЖЖ

1. Тем, кто уже знаком с Choshi, описанным ранее, будет несложно разобраться в записях Nyodo. Начинается произведение в регистре КАН ()
  • ЦУ-РЭ - довольно нередкое сочетание в Хонкиёку, но тут выполняется в верхнем регистре. Набор значков слева предлагает провести акцент 4-м пальцем на входе во фразу, как было описано в орнаментации. Справа от фразы написано KA-ZA-SHI, что обозначает лёгкое прикрытие 1-го отверстия по типу ЦУ ЧУ МЭРИ, но без наклона флейты.Также начало фразы обозначается довольно сильным порывом воздуха. Всё это делает ноту ЦУ немного "грязной" и с заниженной тональностью. Акцента на РЭ нет.
  • МЭРУ - сгибаем РЭ до РЭ НО МЭРИ.
  • Зигзаг обозначает именно то, как он выглядит: разгибаем до РЭ (обозначенно КАРУ справа), затем сгибаем до МЭРУ, обозначенное МЭРУ слева, и снова разгибаем до РЭ, т.е КАРУ.
  • Выдерживаем 4 такта.

Тут следует отметить некоторые правила, присущие нотам Nyodo:

  1. Понятия МЭ РУ и КАРУ - относительные. Т.е. если играется РЭ, то РЭ-НО-МЕРУ будет браться относительно РЭ, т.е. нота сгибается. Если после МЭРУ следует КАРУ, то это разгиб относительно МЭРУ, а не относительно РЭ. Поэтому в данной фразе, например, КА РУ в 3-м пункте просто возвращает ноту к РЭ, а не разгибает собственно РЭ
  2. Тактовые отметки в нотах всего лишь указывают на относительную длину нот. Длительность каждого такта игрок выбирает сам, в зависимости от настроения и прочих факторов. Нередко в нотах указано, сколько примерно времени должно занимать всё произведение.
  3. Как мы уже разбирали, горизонтальная линия после фразы - отметка дыхания. Если эта линия нарисована правее от вертикальной, то это, собственно, дыхание, сопровождающееся паузой в игре (МА). Если же слева - то это необязательное дызание, которое, если позволяет объём лёгких, стоит пропустить. Если же дыхание необходимо, то оно должно быть быстрым и незаметным, не нарушающим течение фразы.
2 Длинная фраза, которую нужно сыграть на одном выдохе.
  • РИ-РИ с акцентом 5-м пальцемна обоих.
  • Сибаем до РИ-НО-МЭРИ и держим 2 такта
  • КАРУ-МЭРУ-КАРУ. Выдерживаем полтора такта в КАРУ, т.е. в РИ
  • Регистр КАН. Двойная ЧИ-НО-МЭРУ с акцентом 4-м пальцем. Межу нотами нарисована двойная линия, поэтому первая нота - добавочная, не выдерживается.
  • У с кружочком, описанное в аппликатурах, имеет тональность РЭ. Надпись 4-О-СУ слева предлагает провести акцент 4-м пальцем. Значёк ХИКУ () - это другое обозначение МЭРУ, т.е. флейта должна быть согнута до тональности РЭ.  Надпись справа - открыть первое отперстие и затенить (КАЗАСИ) третье.
3. Продолжаем в КАН.
  • ЦУ-НО-МЭРИ с НИ-О-СУ (акцентом 2-м пальцем) 1 такт
  • РО с акцентом 2-м пальцем, ФУРИ
  • ОСУ (повторяем РО), ФУРИ. По умолчанию ОСУ проводится 2-м пальцем, если играет игрок Кинко. (Забегая намнооооого вперёд, в Докиёку, например, РО повторяют 1-м пальцем)
4
  • ЦУ-НО-МЭРИ с акцентом 2-м пальцем 2 такта
  • РО с акцентом 2-м, ФУРИ. Держим полтора такта.
  • ОСУ 2-м
  • РИ-РИ.Первое РИ - добавочное. Второе - полтора такта.
  • ОСУ 5-м пальцем. ФУРИ.
5
  • У-ДАЙ-МЭРИ - перегиб ноты У до тональности ноты РЭ.
  • КАРУ - полностью разгибаем У (до тональности ЧИ). При этом полностью открывается отверстие 3. Затем сгибаем опять, проводим вибрато (небольшие сгибания-разгибания флейты, приводящие к изменению высоты звука.)
  • Крючок в конце - полное разгибание ноты с затуханием в конце, этакий "звуковой хвостик" в тональности от У до ЧИ.
6
  • У-РИ - стандартный вход. ГО-О-СУ слева от РИ предлагает сделать акцент 5-м пальцем на РИ. ФУРИ сразу после ОСУ.
  • ОСУ 5-м пальцем
  • Открываем 5-е отверстие для И, после чего проводим ФУРИ на И. Не забываем, что И в нижнем регистре - звук слабый и ветренный.
7
  • ХА-РО. Стандартная фраза, никаких акцентов. ХА всегда ветренное, РО - сильное, 4 такта с САСА-БУКИ.
8
  • ЦУ-РЭ как обычно. СУРИ после РЭ не обозначено, но применимо в Кинко, поэтому можно сыграть 
  • РО с ФУРИ
  • Переход на РИ (тут двойное РИ) по правилу РО-РИ школы.
  • В конце фразы РИ немного затихает, что обозначено относительно тонкой вертикальной линией
9
  • Первая часть фразы идентична фразе №5
  • После разгибания перегиба переходим на РИ. Слева от РИ написано 5-О-СУ, т.е. акцент 5-м пальцем.
10
  • Эта фраза начинается идентично предыдущей, т.е. как №5
  • После разгибания сразу переходим к ЦУ-НО-МЭРИ нижнего регистра. Держим 2 такта.
  • Значёк ОСУ - повторение ноты. Справа от значка - 2 (" = ") предлагает сделать акцент 2-м пальцем. Немного закруглённая линия под ОСУ, а также значёк ХИКУ справа от неё обозначают одно и то же - сгибание ноты. Т.е. ЦУ-НО-МЭРИ сгибается ещё больше, т.е. до тональности РО. Как уже отмечалось, Ниодо имел обыкновение дублировать обозначения графически и надписью.
11
  • Лёгкая фраза. ЦУ-РЭ 2 такта. 3-О-СУ и ФУРИ, ещё 2 такта РЭ.
12
  • РИ, АТАРИ (ОСУ) 5
  • Двойное У с ОСУ 4
  • Вторая половина фразы повторяет фразу №5
13
  • РИ с АТАРИ (ОСУ) 5, затем ФУРИ. Держим полтора такта.
  • ОСУ. Палец не указан, по умолчанию - 5.
  • И с ФУРИ. Иногда помогает при сгибании немного прикрыть 5-е отверстие.
  • ЦУ-НО-МЭРИ нижнего регистра 2 такта.
  • ОСУ по умолчанию 2-м пальцем, ХИКУ до тональности РО.
14
  • РО-ДАЙ-МЭРИ (на 1.8 это тональность ноты ДО, на одну октаву ниже РИ). Кинко иногда выполняет АТАРИ 4-м пальцем
  • РО. Акцента нет, есть ФУРИ
  • ОСУ по умолчанию (Кинко - 2-й палец). ФУРИ
15
  • ЦУ-РЭ "грязным" входом, как во фразе №1
  • ОСУ 3, затем ФУРИ
  • ЦУ. По правилам Кинко можно сделать СУРИ, но в нотах этого нет. КА-РУ слева от ЦУ всего лишь напоминает, что ЦУ играется обычное, не согнутое.
  • ОСУ 3 и ФУРИ. Звук ослабевает к концу фразы.
16
  • Повтор фразы 12
17
  • Первая часть фразы 13
18
  • ЦУ-РЭ "грязным" входом.
  • ОСУ 3 и ФУРИ. Держим РЭ 4 такта.
19
  • Повтор фразы №6
20
  • ХА-РО, держим РО 2 такта
  • ОСУ и ФУРИ, далее держим РО 4 такта
  • Конец первой -серии- части. Небольшая пауза.
21  Начало второй части произведения. По структуре сильно напоминает первую часть, но не повторяет её. Данная фраза полностью идентична фразе №1. Играется так же.
22
  • Эта фраза почти полностью идентична фразе №2. Различие только в том, что вместо РИ-РИ играется РИ-но-МЭРИ - РИ.
23
  • ЦУ-НО-МЭРИ с акцентом 2-м пальцем 1 такт
  • РО с акцентом 2-м пальцем, ФУРИ. Держим 2 такта
  • ОСУ с ФУРИ, 2 такта.
24
  • РИ-НО-МЭРИ - РИ
  • Далее идёт уже хорошо знакомое У-ДАЙ-МЭРИ (см. фразу №5)
25
  • Повтор фразы №6
26
  • Эта фраза уже встречалась (№18). Второе РЭ - всего 2 такта.
27
  • Повтор фразы №6
28
  • Повтор фразы №20
  • Пауза
29
  • ЦУ-РЭ, 2 такта
  • РО с ФУРИ, 2 такта
  • РИ-РИ, один такт
  • РЭ один такт. После РЭ - необязательное дыхание, которое желательно не делать, если есть возможность
  • РО 2 такта. Иероглиф справа-вверху от РО говорит о том, что РО играется очень тихо, пианиссимо.
  • ОСУ с ФУРИ. Ещё 2 такта тихого РО
30
  • Повтор №26
31
  • РИ-НО-МЭРИ. Слева от ноты обозначен удар 5-м пальцем на входе (ГО-О-СУ)
  • ЧИ. Слева написано КА-РУ, т.е. играется обычным, не МЭ-РУ. ФУРИ, держим ЧИ полтора такта.
  • ОСУ. После - необязательное дыхание.
  • После отметки дыхания - МЭРУ. Часто в нотах просто ставят МЭРУ. Это равносильно ХИКУ, т.е. предыдущая нота сгибается.
  • Знакомый зигзаг с обозначениями КАРУ и МЭРУ на углах. Разгибаем ЧИ до нормального, затем сгибаем опять и разгибаем.
  • ОСУ
  • ЦУ-НО-МЭРИ. Советую уделить достаточно внимания этому переходу. Переход с ЧИ на ЦУ-НО-МЭРИ должен быть очень естественным и плавным.
  • ОСУ
  • ХИКУ. Да, ЦУ-НО-МЭРИ сгибается ещё больше, чтобы получить тональность РО.
  • Наконец-то можно сделать вдох... :-)
32
  • Повтор фразы №18

Удачи в освоении!