КОТЭН ХОНКЁКУ

Наконец, мы подошли к тому, ради чего всё и начали. Мы подошли к классике Дзэн-буддистских произведений, известных, как Котэн Хонкёку. Древнейшие из сохранившихся произведений - Сан Котэн, или Котэн Санкёку - это три классических произведения: Киорэй, Мукаидзи и Коку, появились примерно 700 лет тому назад. Сохранилось более 150-ти этих произведений, разбросанных по Дзэн храмам в Японии.

Куросава Кинко в 18-м веке объединил чуть больше 3-х десятков этих произведений в единую школу, названную его именем, Кинко-рю. Впоследствии несколько произведений было добавлено, и в настоящее время 36 произведений считается основным репертуаром Кинко школы.

В 20 веке последователь школы Кинко Jin Nyodo повторил путь основателя: он проехал по тем же храмам, собрав их репертуар, и описал всё собранное в собственном наборе нот. Так появились знаменитые ноты Nyodo - один из краеугольных камней в мире сякухати. Об этом я более подробно опишу в главе биографии Ниодо.

Мы попробуем разобраться в том, что же является основой Хонкёку, а также изучить несколько произведений. К сожалению, выучить Хонкёку в традиционном исполнении буз наличия живого учителя черезвычайно сложно. Зато от игры можно получить довольно немало пользы и удовольствия.

Исполнение Хонкёку отличается от любой другой музыки. Попробуем перечислить основные моменты.

Последний пункт разберём подробно. Сэнсэй меня сразу предупредил, что в Хонкёку нельзя думать категориями западных нот. Хонкёку имеет немало нот, попадающих в промежутки между полутонами, причём этому уделяется достаточно внимания, и в нотной записи делаются соответствующие пометки. Кроме того, ноты характеризуются их тембровой окраской. К примеру, ноты ЧИ-но-МЭРИ и У регистра ОЦУ имеют одиннаковую высоту звучания, но совершенно отличаются по тембру. То же можно сказать и о таких парах, нот, как РО регистра КАН и ХА регистра ОЦУ или РЕ и У-ДАЙ-МЭРИ, или САН-но-У и ХИ-но-МЭРИ. Нотная запись произвежений Котэн - это всего лишь общие очертания пьесы. Немало важных деталей не записаны и передаются устно от учителя к ученику.