Choshi

Существует довольно большое количество произведений, именуемых Choshi. Первоначальное значение было "Единство Земли и Неба", но впоследствии Choshi стало нарицательным именем для произведений, используемых в качестве разогрева перед основной игрой. Приводимая здесь Meianji версия Choshi из Киото являлась первым произведением, изучаемым в храме и называлась Hon Shirabe (hon = истинный, первоначальный; shirabe = вводное произведение).

Choshi состоит из двух частей. Первая очень сходна с Fudai-Ji Choshi, другой версией, которую мы разберём позже. Вторая же часть сильно отличается. Jin Nyodo, по нотам которого я занимаюсь с учительницей, выучил обе версии у Katsuura Shozan. Неизвестно, какая из версий Choshi более приближена к оригиналу. Некоторые считают, что первоначальная версия Choshi имела только первую, сходную часть, имеющую типичный формат shirabe, а вторая была добавлена позднее. Эта первая часть звучит, как самостоятельное произведение, и может быть сыграна без продолжения.

Choshi можно играть само по себе, а можно в качестве разогрева перед другими произведениями, чтобы прогреть флейту и расслабить сознание игрока и слушателя. Слово Choshi также обозначает "состояние" и является отражением внутреннего состояния игрока. Иногда Choshi используется для разогрева перед Коку. В настоящее время Choshi является произведением, исполняемым в унисон огромным количеством игроков на ежегодном фестивале сякухати в храме Meianji в Киото.

Choshi является обычно первым произведением, которое я играю вечером перед сном и утром перед тренировкой. Но играю я только первую его часть, которую мы и разберём тут. Всё произведение в полном формате лежит тут.

В разделе ВИДЕО я добавил видео-урок об игре первой части этой пьесы.

Предлагаемая тут запись была сделана Jin Nyodo. Одно из отличий его нотной записи - это наличие полных инструкций о том, что нужно делать в каждом конкретном случае. Сложность заключается в непостоянстве применяемых обозначений. Вероятно, это было связано с различием обозначений в разных храмах, но самостоятельное изучение его записей довольно трудоёмко, а порой и невозможно без знающего учителя. Различные обозначения применяются даже в пределах одного произведения, а пометки к ним вызывают недоумения даже у коренных японцев, не знакомых с музыкой Хонкиёку.

Заметим, что Jin Nyodo не создал свой стиль. Он просто "заархивировал" произведения из тех же храмов, по которым ездил Куросава Кинко, но записал их в первоначальном виде, не приводя их к единому своду правил.

ПРИМЕЧАНИЕ: Данное описание делалось мной частично под влиянием Кинко школы, хотя и с осознанием того, что это не Кинко произведение. После урока, полученного мной у мастера школы Меян, откуда и пришло это произведение, я внёс некоторые изменения и дополнения в описании.
Редактировано 0
8.25.07

Отличия от Кинко:
- орнаментация очень мягкая, не выраженная, не кинковская
- отсутствует вибрато
- нет сгибания звука на МЭРИ нотах (МЭРИ-КОМИ)

Choshi относится у Котэн Хонкиёку школы Меян, т.е. классика, не подвластная правилам новых школ (Кинко, Докиёку, Тозан и т.д.).

Дополнения от 08.25.2007 (постепенно переходим на истинно версию Меян)

Можно обсудить произведение, задать вопросы, написать коментарии и подсказать о найденных ошибках в моём ЖЖ в этой теме
 
 1. Итак, первая фраза. Символ Рио указывает на то, что игра ведётся в нижнем регистре.
  • Надпись слева от него предлагает сделать акцент (атари) 4-м пальцем на ЦУ. При этом дыхание начинается с 4-м отверстием открытым, а нота ЦУ - с момента касания пальцем отверстия. В результате ЦУ получается просто более отчётливым, но мягким, без рывка.
    РЭ играется переходом от ЦУ без акцента. Ещё одна особенность, обозначенная под значком Рио - это то, что ЦУ играется "грязно". При этом 1-е отверстие закрывается частично (как в ЦУ-ЧУ-МЭРИ), но флейта не "сгибается". Обозначено это под РИО надписью КА-ЗА-СИ. ЦУ является тут добавочной нотой. Она не отделена двойной линией от РЭ, что нередко применяется в Хонкиёку. Играется она относительно медленно, даже немного с задержкой.
  • РЭ играем в стиле Кусаби-буки. Звук сильный, на что указывает толстая вертикальная линия после ноты.
  • ОСУ - повторение предыдущего звука. Надпись рядом сан-о-су предлагает сделать акцент третим пальцем. ВНИМАНИЕ: Будьте очень внимательны при игре, т.к. произведения Котэн не подвластны правилам орнаментации Кинко, которые я описывал ранее. ОСУ ноты РЭ в данном случае 3-м пальцем.
  • Нота длится вдвое дольше предыдущей, постепенно затихая к концу. По умолчанию в произвудениях Котэн вибрато не проводится, хотя представитель разных школ могут его добавлять.
  • Крючок в конце фразы - это ХИКУ - сгибание звука. Сгибание тут не резкое, как бы сначала небольшой подъём звука и потом возврат на место.
 2.
  • У начинается с АТАРИ 4-м пальцем. В данной записи это представлено надписью йон-о-су справа от У. Акцент мягкий, без сильного удара.
  • Сразу под У значёк ХИКУ предлагает согнуть звук. Сгиб производится до тональности РЭ.
  • ОСУ повторяет предыдущую ноту, т.е. У. При этом флейта возвращается из сгиба в ХИКУ в обычное для У положение. Сразу после ОСУ проводится ФУРИ (~) - сгибание и разгибание звука. В данном случае нет указания пальца, поэтому ОСУ проводим 4-м пальцем.
  • Фраза заканчивается ХИКУ. Заметим, что в данном случае сгиб более резкий и прямой. Концовка просто загибается вниз и затихает.
 3.
  • ЦУ-РЭ играется точно так же, как и в первой. Маленькая заковырка в верхнем левом углу фразы сообщает о том, что играть нужно так же, как было обозначено для этой фразы раньше, т.е. в первой фразе.
  • ОСУ обозначено 3-м пальцем
  • Звук затухает в конце, никакого сгиба звука.
 4. Эта фраза разорвана на 2 части переходом на новый ряд.
  • РИ-РИ - просто 2 ноты РИ. Первая также является добавочной, как и ЦУ в 1-й и 3-й фразах, но тут она соединена со второй двойной линией, являющейся обозначением добавочных нот. Акцента на первой РИ нет.
  • ОСУ выполняется 5-м пальцем. Сразу же после ОСУ проводится ФУРИ.
  • Ещё одно ОСУ сразу после пеехода на новый ряд. Горизонтальная черта сохранена тут (и в других фразах), как указатель места разрыва фразы.
  • ОСУ и сразу И после него. Не забываем, что И в нижнем регистре играется ветренно.
  • Нота И в Кинко обычно предшествуется двойным ударом 5-го пальца, но в данном случае этого нет.
 5.
  • ХА-2-4-5 или играется без ОСУ довольно несильно. Это нота относится к нижнему регистру, что и обозначено слева
  • РО - Нота верхнего регистра. Она играется в верхнем регистре по правилу регистров, которое мы изучали. Но, как я уже писал, записи Jin Nyodo отличаются повышенной, порой излишней, детальностью. ХА-РО описано в орнаментации. При переходе от ХА к РО в Меян часто открывается на мгновене 3-е отверстие. При закрывании для РО нужно проследить, чтобы оно закрывалось первым, иначе страдает звук.
  • ОСУ на ноте РО проводится 2-м пальцем по умолчанию. Сразу за ним следует ФУРИ.
 6.
  • ЦУ-РЭ, по указанию закорючки слева, проводится, как и в первой фразе, но в верхнем регистре, т.к. предыдущая нота была РО верхнего регистра.
  • ЦУ играется в КАРУ - разогнутом состоянии. В нотах Nyodo это значит, что ЦУ играется само собой, т.е. не в МЭРИ. Часто в Хонкиёку ЦУ играется именно в виде ЦУ-НО-МЭРИ. Поэтому автор и посчитал необходимым напомнить, что играть стоит просто ЦУ. Из орнаментации Кинко вы знаете, что переход РЭ-ЦУ проводится с СУРУ (СУРИ). Тут это не обозначено и не проводится, т.к. Это Меян, а не Кинко.
  • Переход ЦУ-РЭ проводится с СУРУ. Почитать об этом можно в орнаментации.
 7.
  • Фраза начинается с ЧИ-НО-МЭРИ, обозначенного значками МЭ-РУ. Надпись ЙОН-О-СУ слева предлагает сделать акцент 4-м пальцем.
  • ОСУ 4-м пальцем.
  • У верхнего регистра, с кружочком. Акцент 4-м пальцем со сгибанием флейты. Тональность ноты РЭ. Обозначения слева от ноты говорят, что первое отверстие открыто, а 3-е затенено (КА-ЗА-СИ)
 8. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ДАННУЮ ФРАЗУ. ЕЁ ИСПОЛНЕНИЕ ИЗМЕНЕНО В СООТВЕТСТВИИ С ТРАДИЦИЕЙ МЕЯН.
  • ЦУ-НО-МЭРИ играется с НИ-О-СУ, или акцентом 2-м пальцем. В отличие от предыдущей фразы, МЭРИ обозначено только значком МЭ.
  • ХИКУ опускает звук сгибанием флейты до ноты РО. При этом не только сгибается флейта, но и немноооожко больше прикрывается 1-е отверстие. Держим некоторое время (вертикальная линия).
  • Очень интересный момент. ОСУ 2-м пальцем. Одновременно концевая фаланга 1-го пальца разгибается, и первое отверстие оказывается просто затенённым, а не почти закрытым. При этом флейта не разгибается, а остаётся сильно согнутой, но 1-е отверстие открыто больше, чем в ЦУ-НО-МЭРИ. В результате получается та же высота звука, что и в ЦУ-НО-МЭРИ.
 9.
  • ХА-РО играется так же, как и во фразе 5. Но тут ХА не имеет цифр, хотя является тем же самым ХА. Вот это один из примеров разной записи, способной запутать.
  • ОСУ и ФУРИ, как и в предыдущих фразах.
  • Фраза заканчивается нотой РИ. ОСУ 5-м пальцем. Ноту не держим.
 10. Эта фраза играется так же, как и предыдущая, но не заканчивается РИ в конце.
 11. ЦУ-РЭ и больше ничего. Не забываем кусаби-буки. Закорявка слева вверху - ещё один способ сказать, что комбинация играется так же, как и в первой фразе, но тут исполняется в верхнем регистре (как в №6).
 12.ЦУ-НО-МЭРИ начинается акцентом 2-м пальцем и заканчивается ХИКУ.
 13. Ещё одна разорванная фраза.
  • ХА-РО такое же, как и в предыдущих фразах
  • Кусаби-буки. Фраза заканчивается РИ.
  • Сразу же исполняется ФУРИ, и нота не выдерживается.
 14.
  • У с акцентом 4-м пальцем.
  • ХИКУ, как фо фразе 2.
  • ОСУ 4-м пальцем с возвратом к предыдущей обозначенной ноте, т.е. к У. Ноту не держим.
 15.
  • ЦУ-РЭ тем же подходом, что и во фразе 1.
  • ОСУ 3-м пальцем. После него делаем ФУРИ. Держим ноту.
  • ОСУ 3-м пальцем.
  • РО простым закрытием отверстий. 2 маленькие закорючки рядом с РО - значёк YOWAKU- обозначают, что РО играется ОЧЕНЬ тихо, пианиссимо.
 16.
  • ЦУ-НО-МЭРИ играется с акцентом 2-м пальцем.
  • Переход к РО играется с акцентом 2-м пальцем. РО здесь также играется тихо.
  • Несмотря на то, что РО тихое, делается ОСУ и ФУРИ.
 17.
  • ЦУ-РЭ методом фразы №1.
  • ОСУ 3-м пальцем, затем ФУРИ. Нота затухает к концу.
 18.
  • РО-ДАЙ-МЭРИ. Переход к РО в конце произведения или при завершении части произведения можно делать немного замедленно, но не смазанно и без акцента.
  • РО играется тихо
  • ОСУ 2-м, по умолчанию, пальцем. Звук, и без того тихий, затухает к концу фразы.

На этом заканчивается первая часть Choshi, которая может быть вполне самостоятельным произведением или разогревом перед более серьёзной музыкой.
Удачи в освоении!